- Актуально

ОБЗОР ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ МЕДИА-РЫНКА ЗА ПЕРИОД С 23 ПО 29 АВГУСТА 2010 ГОДА

1. Генеральным продюсером телеканала новостей “News One” стал Лаврентий Малазония. В последнее время он занимался политическим консалтингом и оптимизацией различных Интернет– и телевизионных проектов. Известным же Л.Малазония стал в своё время, благодаря таким проектам, как “Пятый угол”, “5х5”, “Титаник”. Кроме того, он был заместителем Александра Роднянского по информационной политике телеканала “1+1”, некоторое время занимало должность Генерального продюсера телеканала “ТЕТ”.
По словам Л.Малазонии, Генеральный продюсер – новая должность на “News One”, занять которую ему предложил совладелец телеканала Вадим Рабинович. Л.Малазония будет заниматься новостями, тогда как директор “News One” Рудольф Кирнос будет отвечать за “текущие дела”. Перед Генеральным продюсером поставлена задача оптимизировать телеканал в плане новых тем и насыщения новостями, относительно кадрового состава, а со временем – создавать свои проекты на “News One”.

2. 24 августа 2010 года во Львове завершился V Международный фестиваль независимого кино “КиноЛев”, на котором были представлены новинки игрового, анимационного и документального кинематографа. За победу боролись свыше 40 фильмов молодых режиссеёров.
Гран-при фестиваля получила польская лента “Препятствие” Максима Буйницки. В основу 10-минутного игрового фильма легло произведение Даниила Хармса. В номинации “Документальный фильм” лучшей была признана работа Дмитрия Тяжлова “Я памятник себе”, рассказывающая историю эксцентричного господина Евгения, который с детства демонстрировал странную любовь к могилам, и сейчас является автором более чем 100 памятников. Лучшим анимационным фильмом стала лента “Во сне” Екатерины Чепик. В ней на протяжении 8-ми минут режиссёр знакомит зрителя с метаморфозамии, которые происходят в сне, похожем на путешествие Алисы по Стране чудес. Победителем в номинации “Игровой фильм” стал Максим Ксьонда, который представил на фестивале ленту “Не отец”. Традиционный приз за лучший киноперевод был вручён Марьяне Прокопович, которая перевела на украинский язык несколько лент Федерико Феллини – “8 1/2”, “Интервью”, “Сладкая жизнь”, “Рим”, “Казанова Федерико Феллини”.
Следует отметить, что нынешний “КиноЛев” был посвящён 90-летию со дня рождения этого выдающего итальянского мастера, которое в прошлом году отметила вся мировая кинематографическая общественность. Чиновники львовской мэрии, отвечающие за проведение кинофестиваля, даже пообещали на пресс-конференции, что Феллини лично почтит своим участием это мероприятие. Журналисты, которым всё же показался затруднительным приезд во Львов умершего 17 лет назад режиссёра, попросили уточнить, действительно ли это так, на что получили утвердительный ответ. Затем представители СМИ обратились за дополнительными разъяснениями в пресс-службу мэрии. После небольшой заминки там пояснили, что чиновники “неверно растолковали присланную организаторами программу”.

3. Правительство Германии одобрило законопроект, который расширяет права и свободы журналистов. Документом предусмотрено, что журналисты теперь не будут преследоваться по обвинению в “причастности к разглашению государственной тайны” в случае, если они цитируют сведения, которые содержатся в секретных документах. Кроме того, урезаны полномочия полиции по проведению обысков у журналистов: теперь обыски могут быть осуществлены лишь в случае наличия “достаточных доказательств осуществления журналистом противоправных действий”, тогда как раньше полиция имела право провести обыск на основании подозрений.
Данный законопроект стал следствием скандала вокруг авторитетного немецкого журнала “Cіcero”. В 2005 году это издание процитировало выдержки из секретных документов федеральной криминальной полиции, после чего в редакции был проведен обыск. В 2006 году Конституционный суд Германии признал такие действия полиции нарушением свободы прессы.

4. 24 августа 2010 года Арбитражный суд Москвы признал недействительным договор 1992 года, по которому права на прокат за рубежом 547-ми советских мультфильмов получила американская компания “Films by Jove” (FBJ), принадлежащая советскому актёру Олегу Видову, эмигрировавшему в 1985 году в США, и его жене Джоан Борстен. Таким образом, суд полностью удовлетворил иск Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) “Объединенная государственная киноколлекция” (ранее – ФГУП “Киностудия “Союзмультфильм””), ответчиками по которому выступали “FBJ” и ОАО “Киностудия “Союзмультфильм””. Предыдущее заседание – 16 декабря 2009 года – не состоялось из-за отсутствия надлежащего извещения американской фирмы. Основное судебное заседание по иску, поданному в 2003 году, так и не было открыто.
Предыстория этого конфликта выглядит следующим образом. Арендное предприятие (АП) “Киностудия “Союзмультфильм”” возникло в 1989 году на базе одноимённой советской киностудии, существовавшей с 1937 года. Договор аренды между трудовым коллективом киностудии и государством в лице Комитета по кинематографии (Госкино) был заключён на 10 лет – до 1999 года. В мае 1992 года АП “Киностудия “Союзмультфильм”” и “FBJ” заключили договор на 10 лет (в 1996 году он был продлён ещё на 20 лет), по которому американская фирма получила исключительное право на прокат за пределами СНГ лучших, классических советских анимационных лент “Союзмультфильма” (“Чебурашка”, “Ёжик в тумане”, “Аленький цветочек”, “Маугли”, “Тайна третьей планеты”, “Снежная королева”, “Сказка о царе Салтане” и др.). Сделка вызвала огромный скандал, так как золотой фонд советской мультипликации был продан фирме О.Видова за бесценок. Но даже эти деньги были по большей части разворованы тогдашним руководством “Союзмультфильма”. В итоге, студию постиг глубокий кризис, а О.Видов заработал миллионы долларов на тиражировании и прокате советских мультфильмов в США и других странах мира.
В июле 1999 года АП “Киностудия “Союзмультфильм”” было преобразовано в ОАО “Киностудия “Союзмультфильм””, а в октябре того же года было образовано ФГУП "Киностудия “Союзмультфильм””. Именно ему в связи с окончанием арендного договора государства с ОАО “Киностудия “Союзмультфильм”” перешло всё имущество киностудии.
Позиция представителей ФГУП в суде заключалась в том, что у АП “Киностудия “Союзмультфильм”” не было универсального правопреемства. Оно получило права только в рамках договора с Госкино и только на 10 лет, поэтому не имело права заключать договор, выходящий за рамки этого срока. В договоре с Госкино было сказано, что право реализации фильмов, созданных за бюджетный счёт, может быть передано только по дополнительному соглашению, а такого соглашения тоже не было.
Кроме того, истец ссылался на решение Президиума Высшего арбитражного суда России (ВАС), который в результате длительных разбирательств между двумя “Союзмультфильмами” – ОАО и ФГУП – встал на сторону ФГУП, признав за ним права на советские мультфильмы. В обоснование своей позиции ВАС привёл довод, что правопреемником старого “Союзмультфильма” был трудовой коллектив, а не арендное предприятие.
В 2007 году эту коллекцию мультфильмов купил российский магнат Алишер Усманов (за сумму порядка $10 млн.), и передал её детскому каналу ВГТРК. Так коллекция вернулась в Россию. По имеющейся информации, инициатором покупки были власти России.

5. Одной из крупнейших по тиражу американских газет – “USA Today” – предстоит “радикальная перезагрузка”. Планируется уволить 9% из 1,5 тыс. своих сотрудников. Кроме того, принято решение сфокусироваться больше на производстве контента для своей Интернет-версии и мобильных устройств.
Руководство издания, которое сейчас усиленно борется с падением своих тиражей и рекламной выручки, заявляет, что реорганизация и необходимость зарабатывать больше денег не отразятся на стремлении “USA Today” к расследовательской журналистике. Главный редактор газеты Д.Хилкирк отметил: “Нам необходимо идти за аудиторией. Если люди сходят с ума по iPhone или другим мобильным устройствам, нам необходимо быть там вместе с контентом, который им нужен, и когда им нужно”.
По итогам I квартала 2010 года тираж “USA Today” снизился на 13,58%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1, 827 млн. экз.

6. По итогам первого полугодия количество абонентов платного телевидения в США упало. Это первое падение с начала 80-х годов минувшего века. Основными причинами такой тенденции эксперты называют бурное развитие Интернета и продолжающуюся рецессию в экономике страны.
Исследование, проведенное специализированной компанией “SNL Kagan”, показало, что за лето нынешнего года индустрия платного телевидения США потеряла 216 тыс. клиентов. И это при том, что за аналогичные 3 месяца прошлого года ей удалось завоевать 378 тыс. новых абонентов. В процентном эквиваленте потери рынка незначительные (0,2%),однако, они могут указывать на определённую тенденцию. В частности, это явное доказательство того, что кабельное телевидение уже не является единственным ключом к мейнтстриму видеоконтента.
Для 6-ти из 8-ми крупнейших кабельных операторов США минувший квартал оказался одним из худших в истории, на у все провайдеры в целом потеряли 711 тыс. абонентов. В то же время, самые крупные провайдеры IPTV (телевидения через Интернет-протокол) – “AT&T” и “Verizon” – заполучили 441 тыс. новых клиентов. Все это привело к небольшому изменению “пирога” рынка телевизионных услуг страны: кабельным операторам США теперь принадлежит 61% от него, то есть на 2% меньше, чем прежде. Изменение пусть и незначительное, но тенденция – налицо.
Также необходимо отметить и рост нового конкурента кабельного и платного телевидения – Интернет–платформ с видеоконтентом: за минувший год смотрение телепрограмм в Интернете в США увеличилось в 2 раза – с 5% до 10%. Эксперты ожидают, что к концу 2010 года сайты с телеконтентом, такие как, например, “Hulu” (основной конкурент видеоплатформы “YouTube”) будут смотреть в почти 3 млн. американских домохозяйств.

7. Прибыль крупнейшего в мире рекламного холдинга – британского “WPP” – по итогам I полугодия 2010 года выросла, в сравнении с тем же периодом прошлого года, на 36% – до $376 млн, выручка увеличилась на 3% – до $6,85 млрд. Улучшили показатели и остальные мировые рекламные холдинги: выручка “Omnicom” составила $5,96 млрд. (+6,1%), “Publicis Groupe” – $3,3 млрд. (+14,9%), “Interpublic” – $2,96 млрд. (+3,1%). Причём, “Omnicom” по итогам полугодия оказался самым прибыльным холдингом, получив $406,7 млн. чистой прибыли. Наибольший же рост этого показателя зафиксирован у “Interpublic” – $17,9 млн. прибыли, против $39,2 млн. убытка годом ранее (+218%).
В “WPP” говорят, что улучшили результаты, благодаря неожиданному росту затрат клиентов на традиционные виды рекламы и быстрому восстановлению рынка в США. Это позволило главе компании М.Соррелу заявить, что холдинг выйдет на докризисный уровень уже к концу текущего года. В то же время в “WWP” отмечают, что столь активный рост в США может оказаться непродолжительным, а в других регионах, за исключением Великобритании, рост выручки не превысил 1%.

8. Платные подписчики видеоплатформы “Lovefilm” теперь будут иметь доступ к киноархиву американской киностудии “Metro-Goldwyn-Mayer” (MGM) за последние 85 лет. Это стало возможным в результате сделки между кинокомпанией и видеоплатформой. Сумма сделки не известна. Однако, ясно одно – “MGM” уже давно ищет различные способы реструктуризировать свой бизнес, дабы сократить существующий долг в $4 млрд. Среди вариантов выхода из долговой ямы рассматривались продажа компании и подготовленное банкротство.
“Lovefilm” – не первая видеоплатформа, заключившая в последнее время контракты с крупными киностудиями. Так, в США Интернет-платформа “Netflix” заключила масштабную сделку с киностудиями “Paramount”, “Lionsgate” и “MGM”: за $1 млрд. Интернет-сервис получил 5-летнюю лицензию на показ фильмов производства этих кинокомпаний. Эксперты считают, что это сигнал о потенциальных изменениях в традиционной схеме кинодистрибуции.
В отличие от “Netflix”, платформа “Lovefilm” ориентирована на Европу и имеет 1,4 млн. пользователей в Великобритании, Германии и странах Скандинавии.

9. Федеральная антимонопольная служба России одобрила ходатайство компании “Digital Sky Technologies” (DST) Юрия Мильнера, Григория Фингера и Алишера Усманова о приобретении прав, позволяющих “определять условия осуществления предпринимательской деятельности” ООО “Одноклассники”, которому принадлежит одноимённая социальная сеть. Сейчас “DST” владеет около 80% “Одноклассников” через компанию “Forticom Group”, остальные 20% находятся у Альберта Попкова, который и основал “Одноклассников” в 2002 году.
Ещё в 2008 году “DST” получила контроль над “Одноклассниками”, сконцентрировав у себя 75% “Forticom”. С тех пор её доля увеличилась до 100%. Установление окончательного контроля над “Одноклассниками” – один из этапов подготовки к размещению на Лондонской бирже акций компании “DST Russia”, объединяющего российские активы “DST”, запланированному на весну 2011 года. Консолидация идёт полным ходом: в конце 2009 года подконтрольная “DST” Интернет-компания “Mail.ru” поглотила разработчика игр “Astrum Online Entertainment”, в июле этого года “DST” довела долю в самой “Mail.ru” до 99,9%, и, кроме того, приобрела у американской “AOL” популярный в России он-лайн–мессенджер “ICQ” за $187,5 млн. Помимо этих 3-х компаний, в “DST Russia” входят блокирующие пакеты социальной сети “В Контакте” и компании “OE Investments”, управляющей платёжными системами ОСМП и e-port, а также доли во множестве более мелких активов (“Head Нunter”, “Free-lance”, “Нигма”, “Sape” и др.).