Экономический спад в России заставляет страну подтвердить свои слова делом и предпринять новые попытки избавиться от своей нефтяной зависимости и уменьшить присутствие государства в экономике.
«Существует настоящий план реформ, но он был продвинут вперед из-за экономической необходимости, – говорит стратег банка «Ренессанс Капитал» Том Манди (Tom Mundy). – Мы должны приветствовать его, так как он несет в себе прозрачность, рыночную ликвидность и возвращает иностранных инвесторов. Но мне кажется, что это происходит в результате финансового кризиса».
Премьер-министр Владимир Путин хочет использовать доходы от продажи государственных активов, чтобы финансировать бюджетный дефицит, запланированный на будущий год. По прогнозам правительства дефицит составит 6,8 процента ВВП. Путин также хочет использовать приватизацию, чтобы инициировать модернизацию разваливающейся инфраструктуры. Падение цен на нефть на 54 процента, произошедшее в прошлом году и приведшее к сокращению российского ВВП на 10,9 процента во втором квартале этого года, заставило правительство возродить риторику отказа от чрезмерной зависимости от сырьевых товаров.
«Коллапс нефтяных цен уничтожил [российское] самодовольство» и «правительство демонстрирует вновь обретенное желание провести более радикальную программу реформ», – заметил в отчете старейший инвестиционный банк страны «Тройка-Диалог».
Реки, моря, воздух
В следующем году Россия хочет получить 70 миллиардов рублей (2,4 миллиарда долларов), что в 10 раз больше изначальных целей, от продажи всех или части государственных долей в 450 предприятиях, заявила 6 октября министр экономического развития Эльвира Набиуллина. В первую очередь в продажу поступят речные базы и морские причалы.
22 сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил, что правительство может выставить на продажу до 20 процентов ОАО «Совкомфлот», судоходной компании, объединенной с ОАО «Новошип» в 2007 году.
Однако в следующем году не будут проданы доли в ОАО «Роснефть», 15 процентов акций которой торгуются на рынке», в «Сбербанке» или в железнодорожной монополии РЖД.
Это уже не первый раз, когда Россия продает свои активы. В 1990-х годах некоторые из крупнейших компаний были проданы специально отобранным бизнесменам, впоследствии превратившимся в олигархов, по очень низким ценам. Это произошло в рамках залоговых аукционов, использовавшихся для поддержки правительства покойного Бориса Ельцина.
Уроки истории
Путин, бывший президентом с 2000 по 2008 год, контролировал расширение государственного господства в нефтяной промышленности и создал холдинговые компании в аэрокосмической и судостроительной промышленности, а также в секторе нанотехнологий.
Последней крупнейшей продажей государственных активов стало IPO второго по величине государственного банка ВТБ, прошедшее в 2007 году, когда за акции банка было получено 8 миллиардов долларов. Первичное размещение акций «Роснефти» принесло 10,6 миллиарда долларов.
Правительству принадлежит около 5500 предприятий, которые могут быть превращены в акционерные общества и проданы уже в этом году, заявил 21 сентября Шувалов.
В начале года, по информации февральского отчета Института современного развития, государству принадлежало 45 процентов всего акционерного капитала.
Путин, управлявший в течение восьми лет беспрецедентного экономического роста, заявил 29 сентября, что правительство продолжит курс модернизации, независимо от того, как развивается финансовая и политическая ситуация.
«Назад дороги нет»
«Возвращения в прошлое не будет, – заявил Путин на встрече с инвесторами в Москве. – Россия останется либеральной рыночной экономикой».
В своем открытом письме от 10 сентября, озаглавленном «Россия, вперед!», президент Дмитрий Медведев написал, что зависимость страны от сырьевых товаров «унизительна» и «примитивна», добавив, что «добиться лидерства, рассчитывая на нефтяные и газовые рынки, невозможно».
Хотя политическое руководство озвучивает свою решимость изменить курс развития страны, некоторые экономисты по-прежнему относятся к этим планам скептически, считая, что настрой на диверсификацию экономики пропадет, если вырастут цены на энергоресурсы.
«Цены на нефть будут диктовать темпы реформ», – говорит главный стратег банка «Уралсиб» Крис Уифер (Chris Weafer).
Российский бюджет на 2010 год сверстан, основываясь на прогнозной цене на нефть в 58 долларов за баррель. Согласно прогнозам, эта цена вырастет до 59 долларов за баррель в 2011 году и 60 долларов в 2012 году. Вчера цена на нефть составила 69,86 доллара за баррель. Экспортные цены на энергоресурсы могут быть выше правительственных прогнозов, сказал Путин 18 сентября.
«Второй план»
Медведев, возглавлявший до 2008 года газовую монополию «Газпром», заявил на прошлой неделе, что справедливая цена на нефть составляет от 80 до 90 долларов за баррель, сообщила газета «Коммерсант».
«Если цена на нефть вырастет, а уровень бюджетного дефицита снизится, то стимулы для быстрого проведения этих реформ будут ослаблены, – говорит Манди. – Но потребуется, чтобы цены на нефть выросли и надолго остались на высоких уровнях, чтобы эти реформы были совсем отодвинуты на второй план».
План состоит из двух стадий. Первая стадия должна быть проведена в жизнь в следующем году, чтобы сгенерировать для правительства средства, необходимые для уменьшения первого бюджетного дефицита в России со времен дефолта 1998 года. Вторая стадия продлится несколько лет и будет направлена на те отрасли промышленности, где частная собственность способна серьезно улучшить эффективность.
Это позволит государству адаптировать скорость реформ к рыночному спросу.
«Государство планирует закинуть удочки с помощью этих, более маленьких долей, – говорит Уифер. – Если приватизация окажется успешной, и инвесторы покажут хороший аппетит, за этим последует более содержательная программа отделения активов».
Россия будет «проводить эти продажи только при благоприятном рынке, и мы получим доходы, на которые рассчитываем», – сказала Набиуллина. «Мы не будем распродавать по дешевке».
Рори Макфаркуар (Rory MacFarquhar) из компании Goldman Sachs Group так прокомментировал планы российского правительства: «Это правительство с долгосрочными планами и очень серьезным балансом. Россия может себе позволить подождать самых лучших предложений».