Лидеры Евросоюза избрали бельгийского премьер-министра Хермана Ван Ромпея (Herman Van Rompuy) на пост первого президента Европейского Совета. Еврокомиссар по торговле британка Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) станет первым руководителем внешнеполитического ведомства этого блока.
Приветствуя принятое в четверг решение, шведский лидер Фредрик Рейнфельдт (Fredrik Reinfeldt) сказал: "Мы искали людей, способных обеспечить последовательность … и стать голосом и лицом Европы для всего мира".
Ван Ромпей родом из семьи политиков правоцентристского толка. По специальности он экономист, а Бельгией руководит чуть меньше года. Он пишет хайку (японские стихи), известен весьма скромным образом жизни, самоуничижительным юмором и привычкой проводить отпуск, путешествуя на машине с жилым автоприцепом.
Ван Ромпей получил известность несколько недель тому назад, когда Германия и Франция договорились между собой выдвинуть его кандидатуру. Некоторые дипломаты впоследствии предположили, что краткий период пребывания на посту премьера дает ему преимущества, поскольку Ван Ромпей не успел нажить себе врагов из числа других лидеров ЕС.
Это решение о выборе президента – человека из маленькой страны, не известного на международной арене – подтверждает слухи последних недель о том, что большинство стран-членов хотело избрать такого руководителя, чья главная роль будет сводиться к улаживанию внутренних вопросов, а не того, кто сможет открывать двери в Вашингтоне и Москве.
Ван Ромпей подчеркнул, что намерен действовать спокойно и без нажима. Он заявил, что будет проявлять благоразумие, и что его личное мнение станет играть "подчиненную" роль в Европейском Совете.
Новый президент подчеркнул важность стран-членов и их разнообразия, а также отметил, что на международных встречах будет "продвигать те позиции, которые утвердит совет", не наступая на пятки председателя Еврокомиссии.
Между тем, Кэтрин Эштон в гонку за должность главного дипломата ЕС включилась довольно поздно. Ее имя в списке претендентов появилось после того, как министр иностранных дел Соединенного Королевства Дэвид Милибэнд, который в начале кампании был фаворитом, сказал, что его этот пост не интересует.
Если президент ЕС мужчина, представитель маленькой страны и приверженец правоцентризма, то Эштон в некотором роде уравновешивает весы, будучи женщиной, представительницей левых политических сил и большого государства.
Равновесие данных критериев является частью любого решения ЕС. Консерваторы предъявили претензии на пост президента в самом начале гонки, а левые позднее заявили, что главным дипломатом должен быть их человек.
У Эштон, которая с октября прошлого года является комиссаром ЕС по торговле, нет опыта работы во внешней политике, и она никогда не занимала высокий министерский пост.
По словам Эштон, избрание стало для нее "легким сюрпризом", и поэтому она, в отличие от Ван Ромпея, не подготовила речь, но пообещала "представлять [европейские] ценности во всем мире".
Эштон, которой еще предстоит пройти утверждение в должности в Европарламенте, подчеркнула свои навыки и умения в переговорных процессах, напомнив об успехе переговоров по соглашению о свободной торговле с Южной Кореей. Это соглашение является крупнейшим торговым договором ЕС за всю историю его существования.