1. Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания опубликовал свой итоговый отчет за 2009 год. Вот его основные моменты.
1) Всего было выдано 442 лицензии (новых – 241, переоформлено – 201), из них:
а) на вещание – 267 (новых – 115, переоформлено – 152), в т.ч.: – спутниковое – 17 (новых – 9, переоформлено – 8), – эфирное – 203 (новых – 66, переоформлено – 137), – кабельное – 20 (новых – 8, переоформлено – 12), – проводное – 27 (новых – 22, переоформлено – 5);
б) провайдера программной услуги – 175 (новых – 126, переоформлено – 49).
2) Внесены изменения в 636 лицензий из-за переоформления приложений к ним.
3) Продолжены сроки действия лицензий: – на вещание – 163 (эфирное – 158, проводное -5), – провайдера программной услуги – 1.
4) Из Государственного реестра телерадиоорганизаций (ТРО) исключено 48, в т.ч.: – согласно заявлению компании – 44, – из-за отсутствия вещания в течение 1 года – 6, – по решению суда – 2, – из-за неуплаты лицензионного сбора – 1.
5) Общее количество субъектов рынка в 2009 году – 1680 (+70 по отношению к 2008 году), в т.ч.: – вещатели – 895 (+23), – провайдеры – 703 (+62), – субъекты информационной деятельности – 82 (-15).
6) Нацсовет взыскал за год с компаний лицензионный сбор на общую сумму 63,360 тыс. грн.
7) В вопросе монополизации телерадиопростора Украины Нацсовет сосредоточился на конфликте с ЗАО “Воля–Кабель”, в связи с переведением компанией населения на цифровое вещание (DVB-C).
По результатам проведенной проверки, на ЗАО “Воля–Кабель”, ОАО “ИВК” и ОАО “Киевские телекоммуникационные сети” был наложен штраф в 1 млн. грн. на каждую за злоупотребление ими монопольным положением на рынке. В отношении же других монополистов, Нацсовет говорит о “законодательной неопределённости данного вопроса”.
8) В течение 2009 года во время проводившихся проверок были зафиксированы признаки нарушений действующего законодательства и условий лицензий в работе 276-ти ТРО и провайдеров программной услуги. Самыми типичными признаками нарушений были: – несоблюдение условий лицензии относительно выполнения отдельных пунктов программной концепции – 535 ТРО; – несоблюдение норм рекламного законодательства – 186; – недостаточные объёмы программ собственного или отечественного производства – 135; – несоблюдение условий лицензии в части языка ведения передач – 71; – нарушения законодательства о защите общественной морали – 13.
9) По результатам проверок Нацсовет наложил санкцию в виде штрафа относительно 3-х ТРО, санкцию в виде предупреждения – 110-ти ТРО и провайдерам программной услуги. 1 февраля 2010 года Президент Украины В.Ющенко принял этот годовой отчёт Нацсовета.
2. По имеющейся информации, Игорь Коломойский выкупил долю Александра Третьякова в проектах их совместного условного медиа–холдинга “Главред–УНИАН”. В середине января этого года стало известно, что холдинг испытывает проблемы с финансированием печатных изданий “Профиль”, “Главред”, “ТелеСити”, газет “Новая” и “Известия в Украине”. В официальном комментарии было заявлено, что “в данный момент рассматривается вопрос о привлечении инвесторов в печатные проекты, как наиболее затратные в условиях кризиса”.
Кроме того, в последнее время вокруг газеты “Известия в Украине” разгорелся конфликт, вызванный, по мнению руководства издания, политическими причинами. В результате, холдинг “Главред–Медиа” заблокировал счета газеты, ей стало нечем оплачивать как работу своих сотрудников, так и услуги типографии, соответственно, выпуск “Известий” был временно приостановлен. 3. Как стало известно, Национальный банк Украины направил письмо в Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), в котором просит приостановить решение общего собрания акционеров ОАО “Телеканал “Тонис”” о перерегистрации из акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью. Дело в том, что на 1 февраля 2010 года временным администратором “Трансбанка” (банк, как и телеканал, принадлежат В.Костерину) были назначены торги по продаже кредитной задолженности банка в размере 200 млн. грн. Она обеспечена 98% акций ОАО “Телеканал “Тонис””, которые обездвижены регистратором. 17% этих акций в своё время были заложены банком в качестве части обеспечения кредита рефинансирования Нацбанка.
Таким образом, если перерегистрация телекомпании из ОАО в ООО состоится, то кредит регулятора останется без покрытия. Остальные акции “Тониса” заложены “Трансбанком” под другие кредиты на общую сумму около 280 млн. грн. В своём обращении в ГКЦБФР Нацбанк просит аннулировать указанное решение общего собрания акционеров, поскольку за него голосовали около 16,36 млн. акций, в то время как на сегодняшний день зарегистрированы только 8,18 млн. акций ОАО. Напомним, дополнительная эмиссия акций “Тониса” на 8,18 млн. шт. была аннулирована ГКЦБФР с подачи того же НБУ в августе 2009 года. Между тем, в телекомпании заявляют, что данное решение ГКЦБФР было приостановлено в суде, и на момент собрания акционеров голосовали именно 16,36 млн. акций. В Госкомиссии сообщили, что осуществляют проверку по обращению Нацбанка и уже направили регистратору “Тониса” официальное письмо с требованием не проводить перерегистрацию ОАО в ООО до завершения проверки. ГКЦБФР выясняет, на основании каких документов проводилось собрание акционеров и принималось решение о перерегистрации общества. Кроме того, подана апелляция на решение суда, разблокировавшего дополнительную эмиссию акций “Тониса”. Если до окончания срока перерегистрации акций ОАО в паи ООО решение не будет принято, то Нацбанк может остаться с необеспеченным займом рефинансирования.
Первоначально за право купить кредиторскую задолженность “Трансбанка”, обеспеченную акциями “Тониса”, активнее всех боролись П.Порошенко и Э.Прутник. Сейчас, по имеющейся информации, телекомпанией интересуется только Э.Прутник. В то же время, некоторые эксперты, близкие к переговорам, утверждают, что сейчас уже 5-6 украинских бизнесменов заинтересованы в приобретении акций телеканала В.Костерина. По их оценкам, нынешняя стоимость телевизионного канала уровня “Тониса” составляет $15-20 млн., поэтому его кредиторская задолженность перед банком может быть продана с дисконтом не меньше 50%. 4.
С 1 февраля 2010 года главным редактором газеты “Точка” стала Нина Мещанова. Она пришла с должности пресс-секретаря начальника Юго-Западной железной дороги, а перед этим работала программным директором телеканала “Эра”. Евгений Смертенко, который был главным редактором “Точки” со дня её основания, покинул проект и теперь занимает пост редактора отдела новостей Украины в газете “Сегодня”. Перед Н.Мещановой стоит задача “усиления редакционной политики в освещении городской инфраструктуры, актуальных и свежих киевских новостей”. “Точка” – это совместный украинско–израильский коммерческий проект. С украинской стороны его ведет компания “The Marker” (создана в июне 2008 года И.Андрющенко, помимо издательского проекта занимается стратегическим планированием медиа-проектов, маркетинговыми исследованиями и т.д., активно сотрудничает с холдингом “Эволюшен Медиа”). С израильской стороны – некий инвестор, имя которого не разглашается, как и его финансовые вложения в проект. “Точка” является бесплатной газетой, издаётся с июня 2009 года, выходит 2 раза в неделю, тираж – 150 тыс. экземпляров. 5. С 1 февраля 2010 года рекламу в эфире главного российского телеканала – “Первый канал. Всемирная сеть” – на территории Украины продаёт сейлз-хаус “Star Light Sales”, входящий в медиа–холдинг В.Пинчука “Star Light Media”. Соответствующее соглашение, условия и срок действия которого на разглашаются, было заключено 27 января, а официально объявили об этом лишь на минувшей неделе. Напомним, раньше рекламное время “Первого канала” в Украине в течение почти 10-ти лет продавал сейлз–хаус группы “Интер”. По словам Генерального директора “Star Light Sales” А.Партыки, сотрудничество с “Первым каналом” запланировано на длительный период. В свою очередь, Генеральный директор “Первого канала” Н.Дубовой подчеркнул: “Перед нами остро стоял вопрос выбора сейлз-хауса. Мы выбрали самое интересное с коммерческой точки зрения предложение”. Учитывая, что “Star Light Sales” является эксклюзивным сейлз-хаусом по продаже прямой рекламы на телеканалах медиа–группы В.Пинчука (“Новый” канал, “СТБ”, “ICTV”, “М1”, “М2”, “QTV”), начало сотрудничества с “Первым каналом” и его “Цифровым Телесемейством” (“Дом кино”, “Время”, “Музыка Первого”, “ТелеНяня”, “Telecafe”) означает концентрацию у агентства подавляющей части элитных телеканалов, рекламные возможности которых оно реализует в Украине. 6. Согласно исследованиям, проведенным компанией “GfK Ukraine”, в январе 2010 года, по сравнения с январём 2009 года, количество набранных в украинском телеэфире рекламными роликами рейтингов выросло на 30% – почти до 100 тыс. WGRР (WGRP /Weighted Gross Rating Points/ – условная единица при продаже телерекламы, означающая общее количество зрителей, увидевших рекламные ролики компании, приведенные к 30-секундному эквиваленту). Как и в прошлом году, среди категорий рекламодателей лидером по закупке рейтингов стала фармацевтика – 18 тыс. рейтингов, за ней следуют гигиена и бытовая химия – по 11 тыс. WGRР. Заполняемость рекламных пауз телеканалов медиа–группы “Star Light Media” составила 55-60%. Это больше, чем в 2009 году, но пока меньше, чем в 2008 году. Телеканалы группы “Интер” распродали 90% времени, Медиа–группы “Украина” – около 85%. Такая же заполняемость у них была и осенью, в самый горячий период для телевизионной рекламы, поэтому, как для января, они установили абсолютный рекорд. “1+1” заполнился почти на 75%, что, в сравнении с прошлогодними 29%, выглядит весьма внушительно. В разрезе медиа–групп результаты “Star Light Media” и “Интера” равны – они реализовали почти одинаковое количество ресурса по своим коммерческим аудиториям. Это значит, что, учитывая несравнимо более слабые позиции “Интера” по размеру и качеству аудитории, он успешно обошёл “блокаду” конкурентов. Однако из-за маневра, с помощью которого удалось добиться такого результата, на рынке телерекламы случилась парадоксальная вещь: при очень заметном увеличении активности, некоторые рекламодатели получили прошлогодние цены, а то и дефляцию. Только так “Интер” мог обойти “блокаду” бывших партнёров. Цены на других площадках выросли, особенно заметно у группы “1+1”. Но с учётом “фактора “Интера””, в целом по рынку инфляция ещё не превышает 5-10%. Из-за более низких своих цен “Интер”, продав столько же рейтингов, сколько и “Star Light Media” и фактически выиграв эту борьбу, всё-таки собрал денег меньше, чем конкурент: “Star Light Media” получил от прямой рекламы около 30 млн. грн., “Интер” – 22-23 млн. грн. На группу “1+1” пришлось до 12 млн. грн., “Украина”, у которой пока нет сильных каналов–сателлитов, заработала около 5-6 млн. грн., другие телеканалы – около 2-3 млн. грн. Все суммы приведены без учёта выплаты налогов. 7. Информационное агентство “ЛИГАБизнесИнформ” приняло решение об изменении принципа информационного наполнения своей Интернет–газеты “Сейчас”. Отмечается, что газета была дотационным проектом, с отдельно выделенной бизнес–задачей. При этом, проект не достиг тех показателей, на которые рассчитывали в агентстве. С учётом сложившейся общей рыночной ситуации и необходимостью сокращать затраты на производство, было принято следующее решение: если раньше газета наполнялась авторским контентом сотрудников редакции “Сейчас”, то теперь она будет наполняться Информационной службой “ЛИГАБизнесИнформ”, с точки зрения контента газета будет выходить в формате дайджеста информационных ресурсов “ЛИГАБизнесИнформ”. Кроме он-лайн–версии “seychas.ua”, газета выходит также и в офф-лайн–версии. Основными читателями этой версии являются пользователи системы “ЛІГА:ЗАКОН”. В агентстве подчёркивают, что изменения в оффлайн-версии издания будет происходить с учётом, в первую очередь, интересов именно данной аудитории. Официально было заявлено, что из 15-ти сотрудников редакции “Сейчас” 7 человек остались работать в информационной службе “ЛИГАБизнесИнформ”, а 8 уволились “по согласию сторон”, в том числе, и главный редактор газеты Нина Курьята-Стасив. Согласно существующим договорённостям, все они получат компенсацию. В то же время, по имеющейся информации, на самом деле остались лишь 2 человека, а вопрос выплаты пособий руководством информационного агентства даже не поднимался. 8. В 2009 году оборот компании “Яндекс. Украина”, являющейся подразделением российской Интернет–компании “Яндекс” (один из крупнейших поисковых сервисов в СНГ), вырос на 34,5%. БОльшую часть дохода принесла контекстная реклама – 88%, увеличившись за год на 38%. И оборот, и количество активных клиентов у “Яндекс. Украина” росли в минувшем году быстрее, чем у “Яндекса” в целом: на сервисе для размещения контекстной рекламы в Украине “Яндекс. Дерект” – на 80%. Общий же годовой оборот “Яндекса” возрос в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, на 14% – до $286,2 млн. Основной рост доходов традиционно обеспечила контекстная реклама, доходы от которой увеличились на 15%, а доля в общем обороте компании – с 85% до 86%. Около 11% доходов принесла медийная реклама. Финансовый кризис привёл к снижению средней суммы рекламного бюджета на 1 клиента, однако, общее количество клиентов за 2009 год выросло. 9. Крупнейший американский медиа–холдинг “Time Warner Inc.” (владеет, в т.ч., киностудией “Warner Bros.”, журналом “Fortune” и телекомпанией “CNN”) опубликовал итоги своей финансовой деятельности в минувшем году. за IV квартал 2009 года (в сравнении с IV кварталом 2008 года): – чистая прибыль составила $627 млн. (годом ранее – чистый убыток в $16 млрд.); – выручка увеличилась на 2,2% – до $7,32 млрд.; – операционная прибыль составила $1,23 млрд. (годом ранее – операционные убытки в $6,3 млрд.). за 2009 год (в сравнении с 2008 годом): – чистая прибыль составила $2,47 млрд. (годом ранее – чистые убытки в $13,4 млрд.); – совокупная выручка снизилась на 2,8% – до $25,8 млрд.; – операционная прибыль составила $4,5 млрд. (годом ранее – операционные убытки в $3 млрд.). Полученную прибыль холдинг намерен инвестировать в увеличение географии вещания своих телеканалов “CNN”, “НВО”, “TCM”, “Cartoon Network” и “tru TV”, планируя таким образом расширить присутствие в кабельных сетях мира. Наибольшая ставка будет сделана на продвижение услуги “VOD” (предоставление видео по запросу). 10. Американская академия киноискусств объявила список номинантов на самую престижную премию в мире кино – “Оскар”. В нынешнем году в категории “Лучший фильм” выдвинуто не 5, как обычно, а сразу 10 картин. Последний раз подобное было в 1945 году. Своё решение организаторы объяснили необходимостью “дать шанс посоревноваться как можно большему числу достойных фильмов”. В качестве примера приведена ситуация вокруг ленты “Тёмный рыцарь” из саги о Бэтмене: она пользовалась грандиозным успехом у зрителей (в немалой степени – из-за самоубийства, незадолго до выхода фильма на экраны, Хита Леджера, сыгравшего одну из главных ролей), но не была номинирована на “Оскар” в 2008 году. Кроме того, по мнению членов киноакадемии, расширение списка номинантов позволит поучаствовать в битве за главный приз анимационным фильмам, а также документальным и иностранным картинам, для которых есть отдельные категории. На победу претендуют (основные номинации): “Лучший фильм” – “Аватар”, “Повелитель бури”, “Бесславные ублюдки”, “Тужься”, “Мне бы в небо”, “Воспитание чувств”, “Невидимая сторона”, “Район №9”, “Серьёзный человек”, “Вверх”; “Лучший режиссёр” – Джеймс Кэмерон (“Аватар”), Кэтрин Бигелоу (“Повелитель бури”), Квентин Тарантино (“Бесславные ублюдки”), Ли Дэниэлс (“Тужься”), Джейсон Рейтман (“Мне бы в небо”); “Лучшая мужская роль” – Джереми Реннер (“Повелитель бури”), Джордж Клуни (“Мне бы в небо”), Джефф Бриджесс (“Безумное сердце”), Колин Ферт (“Одинокий мужчина”), Морган Фримен (“Непокорённый); “Лучшая женская роль” – Сандра Баллок (“Невидимая сторона”), Хелен Миррен (“Последняя станция”), Кэри Маллиган (“Воспитание чувств”), Габури Сидибе (“Тужься”), Мэрил Стрип (“Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту”); “Лучшая мужская роль второго плана” – Мэтт Дэймон (“Непокорённый”), Вуди Харрельсон (“Посланник”), Кристофер Пламмер (“Невидимая сторона”), Стэнли Туччи (“Милые кости”), Кристоф Вальц (“Бесславные ублюдки”); “Лучшая женская роль второго плана” – Пенелопа Крус (“Девять”), Вера Фармига (“Мне бы в небо”), Мэгги Джилленхолл (“Безумное сердце”), Анна Кендрик (“Мне бы в небо”), Мо’Ник (“Тужься”); “Лучший анимационный фильм” – “Вверх”, “Коралина в Стране Кошмаров”, “Бесподобный мистер Фокс”, “Принцесса и лягушка”, “Тайна Келлс”; “Лучший иностранный фильм” – “Аджами” (Израиль), “Секрет их глаз” (Аргентина), “Молоко печали” (Перу), “Пророк” (Франция), “Белая лента” (Германия). Лидерами по числу номинаций стали “Аватар” Джеймса Кэмерона и фильм его бывшей жены Кэтрин Бигелоу “Повелитель бури”, которые претендуют на 9 золотых статуэток каждый. 82-я торжественная церемония вручения кинопремий “Оскар” состоится 7 марта 2010 года в лос-анджелесском театре “Kodak” и будет транслироваться американской телекомпанией “ABC” на более чем 200 стран мира. Её ведущими будут актёры Алек Болдуин и Стив Мартин. Перенос церемонии с февраля на март произошёл из-за Зимних Олимпийских игр, которые стартуют 12 февраля в Ванкувере. 11. Также традиционно были названы и претенденты на получение главной кинематографической анти-премии – “Золотая малина”, учреждённой в 1980 году. Ею награждают за самые сомнительные достижения в данной области, и вручают за день до церемонии раздачи “Оскаров”. В нынешнем году главным “триумфатором” оказался режиссёр Майкл Бэй, сразу 2 фильма которого стали лидерами по количеству номинаций: * блокбастер “Трансформеры: месть падших” – 7 номинаций: “Худший фильм года”, “Худший режиссёр”, “Худший римейк или сиквел”, “Худший сценарий”(Э.Крюгер, Р.Орци, А.Курцман), “Худшая главная женская роль” (Мэган Фокс), “Худшая женская роль второго плана” (Джули Уайт), “Худший актёрский дуэт” (Шайя ЛаБёф и Мэган Фокс); * комедия “Затерянный мир” – 3 номинации: “Худший фильм года”, “Худший режиссёр”, “Худшая главная мужская роль” (Уилл Фаррелл). Следует отметить, что если “Затерянный мир” в прошлом году с треском провалился в мировом прокате, собрав $69 млн. при бюджете картины в $100 млн., то “Трансформеры”, наоборот, стали одной из самых успешных кинолент 2009 года, принеся свыше $835 млн. при бюджете в $200 млн. Благодаря этому, Майкл Бэй стал самым высокооплачиваемым кинематографистом минувшего года, заработав $125 млн. И ещё 2 примечательных факта: среди претендентов на анти-премию значится актриса Сандра Баллок за роль в фильме “Всё о Стиве”, считающаяся в этом году одной из основных претенденток на премию “Оскар”; Мэган Фокс номинирована на “Худшую главную женскую роль” не только за работу в “Трансформерах”, но и за участие в картине “Тело Дженнифер”. Кроме того, будут подведены своеобразные итоги прошедших 10-ти лет. “Золотые малины” обретут своих владельцев в 3-х номинациях: “Худший фильм десятилетия” – “Мир Бэттлфилда” (2000 год: 10 номинаций – 8 призов), “Прикосновение Фредди” (2001 год: 9 номинаций – 5 призов), “Джигли” (2003 год: 10 номинаций – 7 призов), “Я знаю, кто убил меня” (2007 год: 9 номинаций – 8 призов), “Смело” (2002 год: 9 номинаций – 5 призов); “Худший актёр десятилетия” – Бен Аффлек (за 10 лет: 9 номинаций – 2 приза), Эдди Мерфи (12 номинаций – 3 приза), Майк Майерс (4 номинаций – 2 приза), Роб Шнайдер (6 номинаций – 1 приз), Джон Траволта (6 номинаций – 3 приза); “Худшая актриса десятилетия” – Линдсей Лохан (5 номинаций – 3 приза), Дженнифер Лопес (9 номинаций – 2 приза), Пэрис Хилтон (5 номинаций – 4 приза), а также 2 мировые эстрадные “звезды”, попробовавшие свои силы в кинематографе – Мадонна (6 номинаций – 3 приза) и Марайа Кэри (в 2001 году установила абсолютный рекорд “Золотой малины” – 72% голосов в номинации “Худшая главная женская роль”). 12. Телетрансляция 52-й церемонии вручения премии Академии звукозаписи США “Грэмми” на канале “CBS” привлекла 25,8 млн. зрителей, что стало рекордным телерейтингом для “Грэмми” за последние 6 лет. В частности, по сравнению с прошлым годом, телеаудитория выросла на 32%. Это шоу стало также самым рейтинговым проектом воскресного эфира на американском телевидении, потеснив весьма популярное “мыло” – очередную серию “Отчаянных домохозяек” на телеканале “ABC” – которое собрало у экранов 11 млн. зрителей. Эксперты связывают успех “Грэмми–2010” с преобладанием женщин среди номинантов. Триумфаторами церемонии стали R&B-певица Бейонсе, завоевавшая 6 из 10-ти возможных наград, и молодая кантри–исполнительница Тейлор Свифт, выигравшая 4 золотых граммофона. 13. Британский телеканал “Sky Sports” впервые в истории провёл трансляцию футбольного матча в трёхмерном формате 3D. Об этом говорится в сообщении телеканала. Первым таким поединком, показанным в прямом эфире, стала игра английской Премьер–Лиги “Арсенал” – “Манчестер Юнайтед”. Специальные 3D-очки раздавались в 9-ти пабах Лондона, Манчестера, Кардиффа, Эдинбурга и Дублина. Параллельно в эфире “Sky Sports” шла и традиционная трансляция. Таким образом, канал вёл 2 отдельных трансляции с разными съемочными группами и комментаторами. Пилотная трёхмерная трансляция прошла в преддверии открытия первого европейского 3D-телеканала, который “Sky Sports” намерен запустить в апреле нынешнего года. Компания работает над внедрением системы 3D-вещания уже около 2-х лет. За это время к консультациям привлекался даже режиссёр 3D-фильма “Аватар” Джеймс Кэмерон. “Sky Sports” обещает увеличивать количество трансляций футбольных матчей в трёхмерном изображении по мере того, как будет расти в Британии число оборудования, способного передавать соответствующую картинку. Ожидается, что к весне этого года подобные трансляции будут идти в сотнях пабов по всей стране. После выхода на экраны фильма “Аватар” трёхмерное изображение стало чрезвычайно модным по всему миру. Например, признанный классик эротического кино – 76-летний итальянский режиссёр Тинто Брасс – недавно заявил, что свой следующий фильм он будет снимать именно в формате 3D. 14. Вопреки ожиданиям экспертов, крупнейшая в мире бесплатная газета “Metro International” по итогам IV квартала 2009 года оказалась с прибылью в 5,9 млн. евро, тогда как годом ранее её убыток составил 9,8 млн. евро. Ради этого компании пришлось существенно сократить расходы, перенести штаб-квартиру издательства из Лондона в Стокгольм, продать издания в США, Португалии и Италии, закрыть газету в Испании. В итоге, несмотря на падение выручки на 2%, по сравнению с IV кварталом 2008 года, компания стала прибыльной. За год доход от Интерент–сайтов “Metro” вырос почти в 2 раза, но и сейчас он составляет всего 500 тыс. евро, тогда как их поддержка обошлась почти в 1 млн. евро. Тираж печатных изданий компании не снизился и сейчас составляет 17 млн. экземпляров ежедневно. Особо отмечаются успехи в Бразилии и России. Издательство “Metro International” было основано в Швеции в 1995 году. С самого начала оно ориентировалось на бесплатную модель. По состоянию на октябрь 2009 года “Metro” насчитывало 56 изданий в 18-ти странах мира. 15. Крупнейший видеохостинг “YouTube” за 10 дней после запуска функции видеопроката заработал $10709 и 16 центов. Учитывая, что стоимость просмотра 1 фильма составляла $3,99, данной услугой воспользовались всего 2684 раза. Тем не менее, представители “YouTube” заявили, что результаты превзошли их ожидания. По их словам, просмотр любых фильмов он-лайн остаётся новой и во многом непроверенной услугой. Стоит отметить, что крупнейший сервис видеопроката в США “Netflix” недавно объявил, что он-лайн фильмы смотрят 6 млн. его подписчиков. Небольшая выручка от видеопроката на “YouTube” может быть связана с тем, что функция работала в экспериментальном режиме и была доступна лишь для 5-ти фильмов кинофестиваля “Sundance”. В настоящее время видеопрокат отключён. Ожидается, что “YouTube” не сразу начнёт сотрудничать с крупными киностудиями, хотя такие переговоры и ведутся: первыми его партнёрами на рынке видеопроката станут авторы образовательных и мультипликационных фильмов, а также видеофильмов о здоровье.