- Актуально

ОБЗОР ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ МЕДИА-РЫНКА ЗА ПЕРИОД С 1 ПО 7 МАРТА 2010 ГОДА

1. 2 марта 2010 года Верховная Рада приняла за основу проект Закона Украины “Об усилении защиты имущества редакций средств массовой информации, издательств, книжный магазинов, предприятий книгораспространения, творческих союзов”. “За” проголосовало 363 народных депутата.
Данным законопроектом предусматривается запретить отчуждение помещений, в которых находятся СМИ, типографии, издательства, книжные магазины, предприятия книгораспространения, учредителями которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан, государственные научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы а также творческие союзы. Также арендодателям предложено заключить бессрочные договора аренды помещений, в которых находятся предприятия указанных категорий, по тарифам, установленным для бюджетных организаций. Кроме того, органам местного самоуправления рекомендовано передать в собственность или в пожизненное пользование творческих союзов недвижимое имущество, которое находится в коммунальной собственности и было передано творческим союзам на баланс или на основании договоров аренды, а также земельных участков на которых оно находится.

2. “Кадровые вопросы”, произошедшие на минувшей неделе:
– С 1 марта 2010 года Сергей Мамаев оставил свой пост шеф-редактора делового телеканала “UBR” (“Ukraіnіan Busіness Resourse”), принадлежащего бывшему генпрокурору Г.Васильеву. О причинах своего ухода С.Мамаев отказался рассказывать, аргументировав это соответствующей договорённостью со своими бывшими работодателями.
Шеф-редактором “UBR” С.Мамаев стал в ноябре 2009 года. До этого он был заместителем главного редактора НИСа (новостийный продакшн группы “Интер”) по информационной политике, главным редактором информационной программы “Один день” на телеканале “К1”. Оттуда он уволился в октябре 2009 года после закрытия информационного вещания на “К1”.
– Свой пост покинул шеф-редактор Интернет–холдинга “Обоз-UA” Альберт Фельдман. По словам владельца холдинга М.Бродского, А.Фельман не смог больше совмещать руководящие должности одновременно в 2-х компаниях (с ноября 2009 года он также является Генеральным директором “Dіgіtal Fly Ukraіne” – оператора новой спутниковой платформы “Mytv”). М.Бродский сообщил, что он попросил его окончательно определиться с дальнейшим местом работы.
С 1 марта 2010 года новым шеф-редактором “Обоза” стал глава редакционного совета Интернет–холдинга Виктор Чайка. В 1991 году он был 1-м помощником тогдашнего премьер-министра Украины Л.Кучмы. В 1995 году возглавил газету “Киевские ведомости”. Позднее В.Чайка стал первым главой партии “Яблоко” и даже был избран в Верховную Раду.

3. Временный администратор “Трансбанка” А.Андрийчук обратился к Правлению Национального банка Украины с просьбой утвердить решение о ликвидации данного финансового учреждения. В процессе ликвидации банка на продажу будут выставлены и 8,5% акций телеканала “ТОНИС”.
В случае начала ликвидации, вкладчикам “Трансбанка” будут возвращены их средства (до 150 тыс. грн. на 1 чел.) из Фонда гарантирования вкладов физических лиц. По словам А.Андрийчука, также существуют вклады, превышающие указанную сумму (всего – на порядка 50 млн. грн.). Возвращать их банк будет за счёт средств, вырученных от продажи собственных активов. В то же время, акционеры “Трансбанка” всячески пытаются вывести из собственности банка акции телекомпании “ТОНИС”.
Согласно данных НБУ, по состоянию на 1 января 2010 года В.Костерин напрямую владел 11,44% “Трансбанка”, и ещё 72,93% – опосредованно, через КК “Партнёры”. Среди владельцев телеканала “ТОНИС” значатся: КК “Партнёры” – 60,42%, В.Костерин – 15,02%, “Трансбанк” – 8,46%).

4. 3 марта 2010 года часть сотрудников холдинга “Главред–Медиа”, работающих в журнале “Главред” и в Интернет–ресурсах холдинга (“VIP.glavred”, “Stars.glavred”, “Sport.glavred” и “Stolitsa.glavred”) прекратили бессрочную забастовку, объявленную ими 22 февраля нынешнего года по причине невыплат зарплаты и авторских гонораров (сотрудники не получили зарплату за декабрь 2009 года и январь 2010 года, а внештатным авторам не платили с сентября прошлого года включительно). Сообщается, что акция была завершена после того, как руководство и собственник медиа–холдинга гарантировали выполнение всех требований бастовавших, а также обязались не предпринимать против них любых ответных действий, включая “кадровые решения”.

5. Телеканал “1+1” решил кардинально изменить принцип своего программирования – вместо телесериалов, выходивших ежедневно в определённое время, зрителям будут показывать различные программы и фильмы. Таким образом, с 8 марта 2010 года в вечернем прайм-тайме (с 18:00 до 23:00) “1+1” больше не будет традиционных для украинского телевидения сериалов продолжительностью свыше 26-ти серий. Вместо них будут предлагаться: по понедельникам – реалити-шоу “Меняю жену”, вторникам и средам – талант-шоу “Суперзвезда”, четвергам и пятницам – фудожественные фильмы.
Горизонтальное программирование (основу эфира составляют телесериалы, выходящие каждый день в определённое время), принятое в Украине и России, ограничивает выбор зрителей, а каналы заставляет конкурировать однотипным продуктом, преимущественно – телесериалами. Вертикальное программирование популярно в США. Там самые популярные и рейтинговые сериалы демонстрируются в какой-то один определённый день недели (в основном – по понедельникам или четвергам). Необходимо отметить, что в начале 2000-х годов попытку аналогичного перехода предприняли на российском “Первом канале”, но после снижения телесмотрения вернулись к традиционному программированию.
По мнению экспертов, сменой программирования руководство “1+1” рассчитывает снизить риски в случае неудачных закупок контента, поскольку замена неудачного фильма обойдётся телеканалу дешевле, чем дорогого сериала, приобретённого на весь сезон. Такой эксперимент может позволить себе лидер рынка, имеющий ядро лояльной аудитории, но к “1+1” это вряд ли относится. Участники рынка сомневаются в том, что подобный шаг позволит снизить издержки на программирование: затраты украинских телеканалов на контент существенно не отличаются, главное же – не модель программирования, а стоимость контента. Не исключено также, что “1+1” пошёл на эксперимент потому, что не нашёл замены телесериалу “Маргоша”, на который сделал ставку в прошлом телесезоне.

6. Согласно информации Министерства культуры и туризма, в 2009 году валовый сбор от кинопоказов в Украине вырос, по сравнению с 2008 годом, на 37% и составил 389 млн. грн., а общая выручка киносетей – 289 млн. грн. По мнению главы этого ведомства В.Вовкуна, “такой результат свидетельствует о том, что дублирование и субтитрирование фильмов на украинском языке не вызывает никаких проблем у зрителя”.
С оптимизмом министра можно было бы согласиться, если бы он также привёл цифры роста стоимости билетов. По данным же самих кинопрокатчиков, в минувшем году они увеличились в гривневом эквиваленте, минимум, на 20-25%. И дело тут не только в экономическом кризисе и инфляции: качественное дублирование одного фильма на украинский язык обходится в $15-30 тыс., субтитрование – около $1,5 тыс. за каждую копию фильма. Такие дополнительные расходы смогли вынести далеко не все прокатчики, из-за чего закрылось множество кинотеатров. Кроме того, от “украинизации” пострадал более требовательный зритель, не жалующий массовую продукцию Голливуда, так как в настоящее время адаптацию “интеллектуального кино” практически невозможно окупить. В качестве примера можно привести известные ленты “Вики Кристина Барселона” и “Сумерки”, от которых большинство отечественных кинотеатров были вынуждены отказаться. Поэтому, в 2009 году до Украины “не доехало” почти 100 действительно высококачественных зарубежных фильмов. Между тем, именно на них пришлось 15% валового дохода в кинопрокате России.
Возвращаясь к отчёту министра культуры и туризма, следует отметить следующее. Как заявил В.Вовкун, в Украине сохраняется значительная дифференциация обеспечения кинотеатрами в территориальном разрезе, поскольку значительная часть кинотеатров, особенно реконструированных и переоснащенных, размещена в больших городах. По состоянию на 1 января 2010 года, из 490 районных центров фильмы демонстрировались только в 151 (31%), на 28,5 тыс. сёл приходится 1,6 тыс. стационарных киноустановок, из которых работает всего 596 (37%). В основной своей массе, кинотеатры находятся в крайне плохих, иногда аварийных помещениях, оборудование устарело и морально, и физически.

7. Бывший президент телевизионного холдинга “CTC Medіa” и основатель телеканала “1+1” А.Роднянский стал владельцем дистрибьютора авторских фильмов – компании “Кино без границ”, основанной в 1998 году. Его компания “AR Films” приобрела 51% дистрибьютора и такую же долю в шведской компании “Maywіn Fіlms AB”, которая управляет правами более чем на 700 картин, принадлежащих не только “Кино без границ”, но и её предыдущему основному собственнику – холдингу “Настроение” (на данный момент полностью вышел из числа акционеров). Сумма сделка не разглашается, в свою очередь, эксперты оценивают стоимость доли А.Роднянского в “Кино без границ” (с учётом прав на фильмы) в $10-15 млн. С новым собственником компания планирует увеличить популярность в России кино в стиле арт-хаус и закупать больше лент подобного направления.
Кроме того, на этой неделе А.Роднянский намерен официально приступить к работе в российской компании “Национальная медиа–группа” (НМГ). Утверждается, что его должность будет иметь “общественный характер”, а сферой ответственности станет стратегия развития данной медиа–группы. Приход А.Роднянского на работу совпадает по времени с увольнением “по собственному желанию” Президента “НМГ” С.Фурсенко. После его ухода, Президента компании будет ликвидирован.

8. Вильнюсский окружной суд начал процедуру банкротства компании “MTV Networks Baltіc” (телеканал “MTV Baltics”), представлявшей продукт известного музыкального телеканала “MTV” в Литве, Латвии и Эстонии. По предварительным подсчётам, долги телекомпании составят не менее 1 млн. литовских литов (свыше 280 тыс. евро). Оплатить их ни телеканал, ни управляющая им израильская компания “Ananey Communications” не в состоянии. Ещё в ноябре 2009 года из-за финансовых проблем из эфира “MTV Baltics” исчезли программы собственного производства, а вместо них телеканал просто стал ретранслировать сигнал “MTV Europe”.
“MTV Baltіcs” вышел на рынок стран Балтии в 2006 году. 100% его акций принадлежит израильской корпорации “Ananey Communіcatіons”.

9. 1 марта 2010 года голландская компания “Endemol” – один из мировых лидеров по производству развлекательных телепрограмм – и российская группа компаний “ВайТ Медиа”, созданная известным российским продюсером Т.Вайнштейном, объявили о заключении стратегического партнёрства, в рамках которого:
– “Endemol” станет владельцем 51% акций ЗАО “ВайТ Медиа”, оставшиеся 49% акций останутся у Т.Вайнштейна, который сохранит за собой пост Генерального продюсера “ВайТ Медиа”;
– “Endemol” и Т.Вайнштейн будут инвестировать средства в развитие проектов “ВайТ Медиа” в пропорции 50/50, а также совместно принимать решения по всем стратегическим вопросам;
– “ВайТ Медиа” получит эксклюзивное право на использование библиотеки “Endemol” на территории России и СНГ, в свою очередь, “Endemol” станет дистрибьютором российских проектов “ВайТ Медиа” за рубежом, а также получит полное управление над дочерней компанией “Endemol Moscow”, которая, как и прежде, будет специализироваться на развитии интерактивных проектов в России.
“Endemol” была основана в 1994 году. Специализируется на производстве разнообразных развлекательных телепрограмм. На данный момент “Endemol” принадлежат 80 компаний в 26-ти странах мира, которые ежегодно производят около 40 тыс. часов премьерного продукта для более чем 400 телевещателей по всему миру, а также создают контент по заказу крупнейших мировых рекламных агентств и владельцев всемирно известных брендов. “Endemol” обладает постоянно пополняющейся библиотекой, куда входит почти 22 тыс. часов контента разных жанров (развлекательные программы, реалити-шоу, игровые шоу, анимационные картины, комедийные постановки, игровые фильмы). Среди наиболее известных её продуктов: “Большой Брат” (“Big Brother”), “Звёздная академия” (“Star Academy”), “Сдавать или не сдавать” (“Deal or No Deal”), “Исключительные перемены: Домашнее издание” (“Extreme Makeover: Home Edition”), “Вайп-Аут” (“Wipeout”), “Дома и в пути” (“Home and Away”), “Дочери МакЛеода” (“McLeod’s Daughters”), “Тайный дневник девушки по вызову” (“Diary of a Call Girl”), “Большая волна” (“Blue Water High”).
Группа компаний “ВайТ Медиа” была создана в августе 2009 года. В её состав входят: “ВайТ Айленд Продакшн” – отвечает за производство кинофильмов, “ВайТ Шип Филмз” – за производство документального и телевизионного кино, “ВайТ Фалкон Контент” – за направление “new media”. На российском телевидении представлен пока лишь 1 проект “ВайТ Медиа” – фильм “Я подарю себе чудо”, который вышел на телеканале “Россия”. В 2010 году планируется выпустить 16 проектов. Уже завершены съемки телевизионного фильма “Метель” для телеканала “Россия”, а также художественных фильмов “Кто я?” и “Под фонарями”.

10. Известный российский бизнесмен Александр Лебедев стал владельцем британского издания “The Independent” и его воскресной версии “The Independent on Sunday”. Прежнему собственнику – компании “Independent News & Media” – он заплатил символические 1 фунт стерлингов. Переговоры проходили больше года, окончательно же соглашение было подписано 4 марта 2010 года.
Сообщается, что шеф-редактор “The Independent” С.Келнер останется на своем посту, но будет подчиняться редактору еженедельника “London Evenіng Standard” Д.Крейгу (это издание А.Лебедев приобрёл в январе 2009 года также за 1 фунт стерлингов). Пост главного редактора сохранится за Р.Олтоном, а его заместитель И.Биррелл покинет издание. Предполагается, что к работе в “The Independent” А.Лебедев привлечёт таких грандов британской журналистики, как бывший Генеральный директор “ВВС” Г.Дейк и ведущий телепрограммы вечерних новостей “Newsnight” Д.Пексман.
Газета “The Independent” вышла в свет в 1986 году, “The Independent on Sunday” – в 1990 году. В 1989 году ежедневный тираж “The Independent” составлял 400 тыс. экз., однако, сейчас снизился до 186 тыс. экз. Ежегодные убытки издания составляют 10 млн. фунтов стерлингов.

11. 7 марта 2010 года в лос-анджелесском театре “Kodak” прошла 82-я торжественная церемония вручения кинопремий “Оскар”. Как и ожидалось, главная битва разгорелась между бывшими супругами – режиссёрами Джеймсом Кэмероном и Кэтрин Бигелоу, представлявшими, соответственно, фильмы “Аватар” и “Повелители бури”, каждый из которых претендовал на 9 золотых статуэток. Первый – эпическая драма-фэнтези с астрономическим бюджетом в $237 млн., снятый в формате 3D, напичканный невероятными и ранее невиданными спецэффектами, ставший самым кассовым фильмом в истории мирового кинематографа. Второй – малобюджетная и до боли реалистичная военная драма о событиях в Ираке. Члены Американской академии киноискусств сделали свой выбор, и, как оказалось, не в пользу фантастики и колоссальных сумм, потраченных на съёмки.
Победителями стали (в основных номинациях):
“Лучший фильм” – “Повелитель бури”;
“Лучший режиссёр” – Кэтрин Бигелоу за фильм “Повелитель бури” (кстати, впервые в истории наград Американской киноакадемии, “Оскар” в этой номинации получила женщина);
“Лучший сценарий” – Марк Боал (“Повелитель бури”);
“Лучшая операторская работа” – Мауро Фиоре (“Аватар”);
“Лучшая мужская роль” – Джефф Бриджесс, сыгравший в фильме “Безумное сердце”;
“Лучшая женская роль” – Сандра Баллок, сыгравшая в фильме “Невидимая сторона”;
Невероятно, но факт: впервые в истории мирового кинематографа Сандра Баллок в один и тот же год была одновременно признана и лучшей актрисой, и худшей актрисой, получив анти-премию “Золотая малина”, причём, сразу две /подробнее об этом см. ниже/.
“Лучшая мужская роль второго плана” – Кристоф Вальц (“Бесславные ублюдки”);
“Лучшая женская роль второго плана” – Мо’Ник (“Тужься”);
“Лучший анимационный фильм” – “Вверх”;
“Лучший иностранный фильм” – “Секрет в их глазах” аргентинского режиссёра Хуана Хосе Кампанеллы.
Кроме того, “Повелитель бури” получил “Оскары” в номинациях “Лучший монтаж”, “Лучший звуковой монтаж” и “Лучшие звуковые эффекты” (всего – 6 наград из 9-ти номинаций), “Аватару” же – лишь в номинациях “Лучшие визуальные эффекты” и “Лучшая работа художника” (всего – 3 из 9-ти).

12. По сложившейся традиции, ровно за сутки до вручения “Оскаров” стали известны и лауреаты главной кинематографической анти-премии – “Золотая малина”. Её присуждает международное жюри, в состав которого входят 650 кинокритиков и пишущих о кино журналистов из 20-ти стран мира. На торжественной церемонии, прошедшей уже в 30-й раз, победителями в соответствующих номинациях по итогам 2009 года были названы:
* “Худший фильм” – фантастический боевик “Трансформеры: Месть падших”;
* “Худший режиссёр” – Майкл Бэй за фильм “Трансформеры: Месть падших”;
* “Худший сценарий” – Э.Крюгер, Р.Орци, А.Курцман за сценарий к фильму “Трансформеры: Месть падших”;
* “Худший актёр” – братья Кевин, Джо и Ник Джонас, сыгравшие сами себя в фильме-концерте “Концерт братьев Джонас в формате 3D”;
* “Худшая актриса” – Сандра Баллок за роль в фильме “Всё о Стиве”;
* “Худший актёрский дуэт” – Сандра Баллок и Брэдли Купер (“Всё о Стиве”);
* “Худшая мужская роль второго плана” – Билли Рей Сайрус (“Ханна Монтана: кино”);
* “Худшая женская роль второго плана” – Сиенна Миллер (“Бросок Кобры”);
* “Худший ремейк, сиквел или приквел” – комедия “Затерянный мир”.
Как видим, среди самых бездарных и халтурных киноработ минувшего года не было равных фильму “Трансформеры: Месть падших” – сразу 3 “почётные” награды в основных номинациях. Вместе с тем, эта лента, исполнительным продюсером которой является Стивен Спилберг, при своём бюджете в $200 млн. принесла её создателям более $835 млн. (сборы в кинопрокате США составили свыше $402 млн.). Благодаря этому, режиссёр картины Майкл Бэй стал самым высокооплачиваемым кинематографистом минувшего года, заработав $125 млн.
Кроме того, были подведены кинематографические итоги минувших 10-ти лет:
“Худший фильм десятилетия” – “Поле битвы – Земля”. Это экранизация одноимённого романа Рона Хаббарда; картина вышла в 2000 году; продюсером и исполнителем главной роли является Джон Траволта; ранее была 10 раз номинирована на “Золотую малину” и получила 8 призов.
“Худший актёр десятилетия” – Эдди Мерфи, “по совокупности” своих ролей в фильмах “Приключения Плуто Нэша”, “Обмануть всех”, “Знакомьтесь: Дэйв”, “Норбит” и “Шоу начинается”. За прошедшие 10 лет он 12 раз номинировался на “Малину” и получил 3 награды.
“Худшая актриса десятилетия” – Линдсей Лохан (5 номинаций – 3 приза), Дженнифер Лопес (9 номинаций – 2 приза), Пэрис Хилтон, “по совокупности” своих ролей в фильмах “Красавица и уродина”, “Дом восковых фигур” и “Рипо: генетическая опера”. В её “творческом багаже” 4 анти-премии (5 номинаций), причём, сразу 3-х из них она была удостоена год назад.
Всем лауреатам “Золотой малины” полагается, как обычно, статуэтка в виде покрытой золотой краской пластмассовой ягоды на постаменте, увенчанном киноплёнкой. Символично, что стоимость этого яркого блестящего приза составляет менее $5.

13. В парижском театре “Шаттле” прошла ежегодная церемония награждения лауретов главной национальной премии французского кинематографа “Сезар”. Она вручается с 1975 года Академией кинематографических искусств и техник.
Абсолютным и безусловным триумфатором нынешнего года стал фильм “Пророк” режиссёра Жака Одияра (Jacques Audiard), победивший сразу в 9-ти номинациях, включая: “Лучший фильм года”, “Лучший французский фильм”, “Лучшая режиссёрская работа”, “Лучшая опреторская работа”, “Лучший сценарий”, “Лучшая игра актёров”. Кроме того, Тахар Рахим, сыгравший в картине главную роль, удостоился наград в номинациях “Лучшая мужская роль” и “Лучший дебют”, а Нильс Ареструп за свою работу в этой же ленте – “Лучшая роль второго плана”.
Ранее “Пророк” получил Гран-при 62-го Каннского кинофестиваля, приз за лучшую режиссуру по версии иностранных журналистов французской Академии братьев Люмьер, высшую награду 53-го Лондонского кинофестиваля, а также был номинирован на “Золотой глобус”.
“Сезар” в номинации “Лучшая женская роль” достался Изабель Аджани за работу в картине “День юбки”, а лучшим иностранным фильмом была признана драма Клинта Иствуда “Гран Торино”.

14. Как следует из опроса, проведенного компанией “Pew Research Center”, Интернет стал третьей по величине новостной платформой в США, уступив лишь местным и национальным телеканалам. А он-лайновые СМИ обошли национальные местные газеты и радио.
Так, 59% опрошенных американцев старше 18-ти лет заявили, что получают новостную информацию как из офф-лайновых, так и из он-лайновых источников. В целом же, исследователи отмечают многоплатформенность современных потребителей новостей.
Почти 1/3 владельцев мобильных телефонов используют их также и для чтения новостей. 28% респондентов настроили свою домашнюю страницу Интернета таким образом, чтобы в ней были новости из интересных им источников. 37% опрошенных как-либо реагировали на новости – писали отзывы и комментарии, либо делились ими в социальных сетях. 3/4 американцев, читающих он-лайновые новости, получают их вместе с письмами или сообщениями в социальных сетях. Делятся ссылками с друзьями и знакомыми 52% опрошенных читателей новостей.

15. Компания “Sharespost”, владеющая известной Интернет–площадкой для торговли акциями частных компаний (“sharespost.com”), оценила капитализацию социальной сети “Facebook” в $11,5 млрд. В конце ноября 2009 года стоимость социальной сети оценивалась в $9,5 млрд., таким образом, чуть больше, чем за 3 месяца, она выросла на 21%. Если исходить из 442,4 млн. шт. выпущенных “Facebook” акций, 1 ценная бумага стоит сейчас $26,03.
В то же время, представители ряда инвестиционных компаний заявляют, что реально акции “Facebook” на непубличном рынке торгуются дороже. Это косвенно подтверждается и списком предложений о покупке и продаже ценных бумаг этой социальной сети на площадке “sharespost.com”: продавцы предлагают по несколько десятков тысяч акций по $39-40 за 1 шт., а покупатели готовы приобрести акции по $9-41 за 1 шт. (от 1 тыс. до 300 тыс. шт.).
Исследовательский проект “Track”, собирающий и публикующий отчёты аналитиков с Уолл-стрит, сообщает, что на конец февраля 2010 года, акции “Facebook” торговались по $38 за 1 шт., а капитализация компании составила $18,6 млрд. Справедливая цена акций “Facebook” оценена этими аналитиками в $100 за 1 шт., капитализация – почти в $50 млрд. К 2015 году, по их прогнозам, она может превысить $100 млрд. Сама же “Facebook” не раскрывает своих финансовых показателей, сообщив лишь: выручка за 2009 год может составит около $500 млн. Аналитики считают, что в прошлом года “Facebook” заработал порядка $600 млн., прогноз на 2010 год – $1,4 млрд. выручки и $70 млн. EBITDA.
Для сравнения: На данный момент капитализация крупнейшего в мире поисковика – компании “Google” – составляет $173,4 млрд., 1 акция стоит $545,3. “Google” зарабатывает в разы больше “Facebook”: за 9 месяцев 2009 года его выручка составила почти $17 млрд., чистая прибыль – $4,45 млрд.
Напомним, что “Facebook” является крупнейшей в мире социальной сетью – в ней зарегистрировано 400 млн. пользователей, за 2009 год её аудитория выросла на 150%. С 2004 года компания привлекла $500 млн. инвестиций от венчурных инвесторов, в т.ч. $240 млн. – от “Microsoft”.