После того, как правительство Украины – в своем характерном непрозрачном стиле – предложила российской государственной компании вести строительство первого на Украине предприятия по производству ядерного топлива, российская монополизация снабжения топливом атомных электростанций страны, вероятно, не прекратится.
По словам критиков, дело не ограничивается несправедливым отклонением в процессе конкурсного отбора кандидатуры американской компании Westinghouse; российское государство стремится контролировать предприятие-изготовитель топлива и после того, как оно будет построено.
Всего через несколько месяцев призыва российского премьер-министра Владимира Путина к слиянию атомной промышленности обеих стран политика Кремля в области мировой дипломатии в сфере энергетики свелась к политике энергетической гегемонии на собственном заднем дворе.
“Мы уже зависим от российского газа и нефти; теперь будем зависеть и от российской атомной энергии», – заметил Сергей Пашинский, представитель оппозиции и член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса.
Украинский министр энергетики, который 7 сентября объявил, что российское государственное предприятие «ТВЭЛ» выиграло конкурс на строительство завода по производству ядерного топлива, отрицает какие-либо политические мотивы этого выбора.
«Единственное политическое соображение, которым мы при этом руководствовались, это то, что у нас наконец-то будет построен завод», – заявил Пётр Чернов, директор департамента ядерной энергетики и атомной промышленности министерства топлива и энергетики.
Хотя Украина имеет свой собственный уран для производства топлива, а также и цирконий, используемый для производства кассет тепловыделяющих элементов, она не владеет технологией для строительства собственного предприятия по производству ядерного топлива.
«ТВЭЛ», занимающееся производством топлива подразделение российского гиганта атомной энергетики «Росатом», традиционно заполняло эту лакуну, экспортируя за границу ядерное топлива, обеспечивая снабжение 15 украинских реакторов на четырёх различных электростанциях.
После того, как в 1991 году Украина заявила о своей независимости, эту смычку попытался нарушить Westinghouse, и в 1996 году был проведён тендер, на котором решалось, кто будет строить украинское предприятие-производитель ядерного топлива. «ТВЭЛ» выиграл тендер, но завод так и не был построен. Поэтому через десять лет, под наблюдением прозападного президента Виктора Ющенко Westinghouse и «ТВЭЛ» были приглашены для участия в конкурсе, чтобы решить, кто же будет строить завод по производству топлива.
«Было заявлено, что оценка на конкурентной основе быстрее и проще обычного тендера», – сказала Светлана Меркулова, представитель Westinghouse на Украине. Однако процесс выбора затянулся вплоть до нынешнего года, когда Николай Азаров, россиянин по происхождению, возглавил правительство в качестве премьер-министра.
По мнению Меркуловой, надо еще выяснить состав межведомственной комиссии, выбравшей российский «ТВЭЛ».
Кроме того, во время длительного процесса отбора, в украинских средствах массовой информации периодически появлялись статьи, в которых топливные проекты американской компании подавались как небезопасные для украинских реакторов.
Меркулова заявила в интервью газете Kyiv Post, что украинские власти открыто признали, что решение 1996 года в пользу «ТВЭЛ» было политически мотивированным. А Владимир Сапрыкин, специалист-энергетик киевского НИИ « Центр Разумкова», заявил, что по крайней мере один из критериев оценки, с которым он ознакомился, был специально подогнан под «ТВЭЛ».
«Никому не запрещалось вносить предложения», – настаивает министр энергетики Чернов. По его словам, правительство уже в течение двух лет ведет интенсивные переговоры с Westinghouse и «ТВЭЛ». Ведь «только эти две компании выразили интерес к проекту», добавил он.
Меркулова из Westinghouse, впрочем, подчеркнула, что её компания не только сделала правительству Украины выгодное предложение, но и попыталась обеспечить государству недорогое финансирование этого проекта у международных кредиторов.
«Украинцы знали, что эти банковские учреждения в положительном ключе рассмотрели бы запрос кредита для подобного проекта. Однако наше обсуждение с министерством не продвинулось дальше стадии готовности министерства подать в эти банки заявку на финансирование».
Глава «Росатома», Сергей Кириенко, также заверил, что «ТВЭЛ» была выбрана честно и справедливо. «Мы уверены, что наше предложение украинским партнёрам было, по технологическим и экономическим аспектам, несомненно, лучшим», – заявил он 6 сентября.
Кириенко уверен, что российский технический персонал уже готов начать работу на новом заводе, который планируется пустить в эксплуатацию в 2013 году. Соглашение будет подписано через месяц, заявила пресс-служба «ТВЭЛ».
При бывшем премьер-министре Юлии Тимошенко украинское правительство составило проект стратегии в области энергетики, который оно назвало диверсификацией источников ядерного топлива в стране.
Сейчас кабинет министров должен одобрить решение межведомственной комиссии, а затем будет образовано украинско-российское совместное предприятие. Однако ясности в том, какой стороне будет принадлежать контрольный пакет акций на новом предприятии, в ближайшее время не предвидится.
«Сейчас ведутся переговоры по этому вопросу. Окончательное решение ожидается к концу года», – говорит Чернов.
Тем временем полным ходом продолжается российская подготовка к захвату украинских газопроводов и складского хозяйства.
Руководитель «Газпрома» Алексей Миллер на этой неделе несколько раз призывал к «слиянию» своей компании с украинским «Нафтогазом».
Путин заявляет об аналогичных планах в отношении национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом», которую правительство по-прежнему вынуждает продавать электричество по ценам ниже рыночных.
По мнению Пашинского, члена законодательного собрания из фракции оппозиционного лидера Тимошенко, россияне обложили украинцев не на шутку.
«Не буду говорить, что ситуация кошмарная: но достаточно сказать, что мы будем использовать российскую технологию руками российского техперсонала и будем полностью зависеть от того и другого», – предостерёг он.