Объем свободных средств на казначейском счете Украины упал до рекордного минимума – 1,76 миллиарда гривен.
Чтобы оплатить все счета, государству придется “расконсервировать” валютные запасы.
Остатки средств правительства на едином казначейском счете вчера утром упали до рекордно низкого уровня в 1,76 млрд гривен, сообщили в Госказначействе. Меньше средств за последние девять лет было только в начале 2010 года, когда правительство Николая Азарова сменило правительство Юлии Тимошенко, пишет Коммерсант-Украина.
До смены власти — с января по март — остатки на ЕКС составляли от 1,1 млрд до 1,3 млрд грн. Николай Азаров неоднократно обвинял своих предшественников в том, что его правительство получило минимум средств, в то время как для нормального функционирования на ЕКС должно храниться 10 млрд грн. В 2010 году максимум остатков составил 13,8 млрд грн, в 2011 году — 17,2 млрд грн, в 2012 году — 7,8 млрд грн.
Согласно данным Госказначейства, объем средств резко упал в сентябре — с 6,6 млрд до 2,3 млрд грн,— сократившись в октябре еще на 0,55 млрд грн. Даже в кризисные 2008-2009 годы свободных денег у правительства на начало ноября было больше — 11,4 млрд и 3,31 млрд грн. В Минфине вчера на запрос издания не ответили, а министр Юрий Колобов на звонки не отвечал. Но ранее он заявлял, что, говоря о казначейском гривневом счете, нельзя забывать и о валютном, на котором находится около $2 млрд.
Эксперты говорят, что эта ситуация была прогнозируемой и является следствием сокращения темпов роста доходов бюджета на фоне падения экономики — ВВП в III квартале сократился на 1,3%. Поступления нестабильны уже несколько месяцев, в сентябре рост доходов общего фонда по сравнению с 2011 годом составил и вовсе 0,01%.
По словам директора центра “CASE-Украина” Дмитрия Боярчука, с учетом незначительных доходов и огромных расходов правительству придется “расконсервировать” валютные запасы, чтобы выполнять бюджетные обязательства. По его расчетам, Украина закончит год с реальным дефицитом бюджета в размере 60 млрд грн.
По мнению бывшего и. о. министра финансов Игоря Уманского, сейчас о дефолте говорить нет причин, но в начале 2013 года, когда необходимо погашать внешние долги, ситуация может обостриться. “Нужно накапливать средства уже в этом году, а их нет”,— говорит эксперт. Господин Боярчук добавляет, что быстрое “охлаждение” экономики с параллельным давлением на бизнес снижает способность госбюджета финансировать все свои запланированные расходы. “Выжимают из бизнеса налоги и не дают им возможности поддерживать ликвидность,— поясняет он.— Если на Западе выбирают курс на таргетирование инфляции и снижение кредитных ставок, то есть на то, что может обеспечить стабильность экономике, то у нас — контроль за обменным курсом”. А процикличность фиксированного курса лишь ускоряет падение ВВП и, как следствие, снижает потенциальные доходы госбюджета.