1. 7 апреля 2010 года Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания на своём заседании внёс изменения в лицензию на вещание телеканала “Мегаспорт”, входящего в медиа-группу “Интер” и начавшего вещание 29 марта этого года, после проведенного ребрендинга, под названием “Мега”. Теперь официально утвеждён его новый логотип – “М”, а вместо Александра Ларина, и.о. Генерального директора телеканала стал Александр Кравцов.
Докладывающий на заседании по данному вопросу член Нацсовета Ю.Плаксюк отметил, что “с выходом в эфир они, конечно, немного поспешили”, но, поскольку заседания Нацсовета в тот период не проводились, то и санкции к телеканалу применяться не будут.
2. Кадровые перестановки минувшей недели:
– 7 апреля 2010 года 1-м заместителем председателя Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания избрана Оксана Головатенко, заместителем – Лариса Мудрак. В связи с назначением на должность главы Госкомитета по вопросам телевидения и радиовещания, Юрий Плаксюк уволен с должности заместителя председателя Нацсовета. Таким образом, пока остаётся вакантным пост ответственного секретаря Нацсовета.
– Ещё одним заместителем Генерального директора НТКУ назначен Михаил Метревели. Он будет отвечать за спортивное вещание на “Первом национальном” и подготовку трансляций чемпионата Европы по футболу 2012 года. Ранее М.Метревели был ведущим программы “Футбол в лицах” на ТРК “Украина”.
– Телеканал “1+1” сообщил о реструктуризации своей Службы информации. Теперь она состоит из: редакции Телевизионной Службы Новостей (ТСН), редакции программы “Завтрак с “1+1”” и редакции публицистических программ, которая возобновляет свою работу после короткого перерыва.
Главным редактором Службы информации назначен Алексей Рогатник. До этого он был главным редактором Интернет-портала “tsn.ua”, а ещё раньше длительное время работал в Израиле редактором и ведущим новостей на местном государственном телеканале и на радио.
– Стало известно, что с 1 апреля 2010 года и.о. председателя Правления ЗАО “Телекомпания “ТЕТ”” стал Валерий Гросман, ранее занимавший пост заместителя председателя Правления по вопросам программирования. Он сменил Максима Варламова, назначенного на эту должность 18 декабря 2009 года (ранее был 1-м заместителем Генерального директора телеканала “1+1”).
В.Гросман в 1972 окончил Николаевский педагогический институт по специальности “учитель русского языка и литературы”. Свою телевизионную деятельность начал в 1976 году на Николаевском государственном телевидении, прошёл путь от редактора до Генерального директора уже коммерческого канала. В 1996 стал программным директором на телеканале “СТБ”, в 1999 году – исполнительным продюсером телеканала “Эра”, позднее вернулся на “СТБ”. В августе 2000 года В.Гросман стал программным директором телеканала “ТЕТ”, с июля 2007 года – заместитель председателя Правления ЗАО “Телекомпания “ТЕТ””.
– По имеющейся информации, Генеральным директором “Украинского Медиа-холдинга” будет назначен Александр Страхов, который ныне возглавляет российскую Гильдию издателей периодической печати и является Генеральным директором медиа-холдинга “Medіa 3”. Его основными задачами будут подготовка компании к ІPO, запланированному на 2012-2013гг., и увеличение объёмов бизнеса в России.
3. Медиа-холдинг “Central European Media Enterprises Ltd.” (СМЕ) официально объявил о закрытии заявленной ранее сделки по продаже 100% своих украинских активов (телеканалов “1+1” и “Кино”) компании “Harley Trading Ltd.”, принадлежащей Игорю Коломойскому. Согласно сообщению “СМЕ”, 1 февраля 2010 года холдинг получил $30 млн., 7 апреля 2010 года – ещё $278 млн. Последняя сумма также включает и $8 млн. компенсации, которые понесла “Студия “1+1”” в период транзакции. Средства, полученные в результате сделки, “СМЕ” направит на приобретение “bTV group” – лидирующей телевизионной группы в Болгарии. Заключение данного соглашения запланировано на апрель нынешнего года.
4. На рынке украинской телевизионной рекламы кардинально изменилась расстановка сил. Как стало известно, “Студия “1+1””, до сих пор продававшая рекламу в негласном альянсе с холдингом “Star Light Media” Виктора Пинчука (/“SLM”/; телеканалы “ICTV”, “Новый” канал, “СТБ”, “М1”, “М2”, “QTV”), заключила соглашение о сотрудничестве с прежним конкурентом – альянсом “Интер-реклама” и ТРК “Украина”. Сообщается, что договорённость была достигнута в начале нынешнего месяца. “1+1” предложил клиентам 30-процентную скидку на эксклюзивное размещение рекламы на каналах альянса. Это касается лишь клиентов, до сих пор не заключивших договоры с сейлз-хаусами. По оценкам агентств, таких клиентов около 20%.
До сих пор телеканалы “SLM” и “Студии “1+1”” занимали около 60% телесмотрения в стране, а группа “Интер” совместно с ТРК “Украина” – 40%. При изменении конфигурации это соотношение составит 45% к 55%. По оценкам экспертов, объём отечественного рынка телевизионной рекламы в I квартале 2010 года превысил 500 млн. грн., в том числе: на группу “Интер” приходится 150 млн. грн., на “SLM” – 250 млн. грн., на “1+1” – 70-75 млн грн., на ТРК “Украина” – 50-55 млн. грн.
“Интеру” сотрудничество с “1+1” позволит привлечь дополнительные бюджеты. Сейчас средняя заполняемость “Интера” составляет около 80%, но рынок ещё до конца не сформирован, и с учётом сложностей реализации некоторых контрактов на телеканалах “SLM”, часть сделок может быть пересмотрена. В свою очередь, “1+1” теперь сможет продавать рекламу на 20-30% дороже, чем прежде. Условия соглашений между “SLM” и “1+1” жёстко регламентированы, в частности, цены на “1+1”, в среднем, на 20% ниже, чем на каналах “SLM”. При этом, эксклюзивный клиент “SLM” может купить у “1+1” только 23% рейтингов (по аудитория 14-49 лет), иначе он теряет скидку за эксклюзив, составляющую 30% от прайсовой стоимости. В новом соглашении “Интера”, “1+1” и ТРК “Украина” подобных ограничений нет.
5. Киевская мэрия решила заняться вопросом размещения рекламы в столице, и на минувшей неделе утвердила новые тарифы на размещение рекламы…в лифтах жилых домов. Теперь в зданиях высотой до 10-ти этажей 1 кв.м. рекламной площади в пассажирском лифте будет стоить 24 грн./мес., в грузовом – 32 грн./мес. (ранее ежемесячная плата составляла от 50 до 500 грн.), в домах выше 10-ти этажей – 30 грн./мес. и 38 грн./мес. соответственно (прежние тарифы – от 60 до 600 грн.).
В мэрии пояснили, что целью пересмотра расценок является “повышение эффективности использования имущества коммунальной собственности Киева”.
6. Американская медиа-корпорация “The Tribune Company” объявила о достижении соглашения со своими кредиторами, по которому корпорация избежит банкротства, а её активы останутся нетронутыми. Согласно договорённости, основные кредиторы корпорации – “JP Morgan”, “Angelo Gordon”, “Centerbridge Partners” и др. – получат денежные средства, долговые обязательства и акции на более чем 91% её стоимости. Соглашение ещё должно пройти процедуру одобрения в суде по делам о банкротстве штата Делавэр.
“The Tribune Company” была основана в 1847 году. В настоящее время владеет 24-мя телеканалами, 12-ю газетами (включая “The Los Angeles Times” и “The Chicago Tribune”), радиостанцией “WGN-AM Chicago” и журналом “Chicago Magazine”. Процедуру своего банкротства корпорация начала в 2008 году.
7. Российская компания “News Medіa”, являющаяся “дочкой” медиа-корпорации “News Corp.” Руперта Мердока, заключила соглашение о продаже 100% акций принадлежащих ей московских радиостанций – “Наше радио” (включая петербургское подразделение), “Best FM” и “Ультра”. Их новым владельцем стал сенатор от Курской области Виталий Богданов. По оценкам экспертов, сумма сделки может составлять $12-15 млн.
В.Богданов ушёл из медиа-бизнеса в начале 2008 года, продав принадлежавшую ему долю (39%) в “Русской медиа-группе” компании “Медиаинвест”, представляющей интересы топ-менеджеров “ЛУКОЙЛа” более чем за $117 млн. В феврале 2010 года он вновь стал владельцем радиостанций, приобретя у депутата Госдумы В.Комиссарова станции “Моя семья” и “95,2 FM”. Эту сделку эксперты оценили, примерно, в $15 млн.: $6-7 млн. по рыночным ценам составляет базовая стоимость частоты московского FM-диапазона, ещё $1-2 млн. – премия за объединение станций в пакет. Теперь радио-холдинг В.Богданова уступает по количеству станций в Москве только “Русской медиа-группе” (7 станций) и “Газпром-Медиа” (6 станций), но по ежедневному охвату аудитории занимает пока 7-е место (13% аудитории старше 12-ти лет).
Необходимо отметить, что хотя все 3 радиостанции находились в управлении “News Medіa”, компания владела лишь 50% бизнеса. Дело в том, что ООО “Радио НСН” (“Наше радио”), ООО “Радио России – Ностальжи” (“Best FM”), “Ультра продакшн” (“Ультра”) и “News Medіa” (управляющая компания) на 100% находятся в собственности голландской “Multimedia Holdings B.V.”, которая ранее на паритетных началах принадлежала “News Corp.” и ныне покойному бизнесмену Бадри Патаркацишвили, активы которого сейчас являются предметом судебного разбирательства его наследников в лондонском и нью-йоркском судах. По информации ряда источников, в течение 2009 года покупкой 3-х радиостанций интересовались “Альфа-Групп” М.Фридмана и “АФ Медиа Холдинг” А.Усманова, но неясная структура собственности отпугивала потенциальных инвесторов. Вероятно, право “News Corp.” вести переговоры о продаже этого бизнеса и заключить сделку либо изначально содержалось в договорённостях между совладельцами “Multimedia Holdings B.V.”, либо было достигнуто в ходе переговоров с наследниками Б.Патаркацишвили.
8. Как стало известно, власти Китая решили запретить телеканалам страны использовать в своих программах англоязычные аббревиатуры, принятые для сокращений различных терминов, названий организаций и явлений. Центральное телевидение Китая (ССTV), Пекинское телевидение (BTV) и несколько региональных телеканалов уже получили от руководства страны предписание отказаться от использования англоязычных сокращений в спортивных и аналитических программах. Речь, в частности, идёт о таких аббревиатурах, как NBA (Национальная баскетбольная ассоциация), WTO (Всемирная торговая организация), GDP (валовый внутренний продукт) и др.
По мнению авторов инициативы, исчезновение из телевизионных программ англоязычных выражений поможет сохранить чистоту китайского языка. В свою очередь, критики запрета считают, что вкрапления иностранного языка никак не повредят независимости, чистоте и самостоятельности китайского языка, тем более, что смешение языков является частью глобализации мира и развития отношений между странами, да и на Западе нередко используют китайские слова.
Как много англоязычных аббревиатур попало в “чёрный список” запрещенных на китайском телевидении слов, пока неизвестно. Также ещё официально не объявлено, когда именно новое правило должно вступить в силу.
9. Советские рекламные ролики 70-80-х годов прошлого века будут переданы коллекционеру Жану-Мари Бурсико – отцу-основателю фестиваля “Ночь пожирателей рекламы”. Речь идёт о собрании рекламных роликов из архивов Госфильмфонда и Лендокфильма.
Всего в нынешнем году на фестивале будет показано 400 роликов. Больше всего в программе будет рекламы из Великобритании и Франции – по 35-40 роликов. Соотношение социальной и коммерческой рекламы составит, примерно, 40 на 60.
Рекламу, ежегодно входящую в шоу “Ночь пожирателей рекламы”, определяет сам Ж-М. Бурсико. В его коллекции находится около 1 млн. различных рекламных роликов, каждый год он получает от рекламных агентств со всего мира более 25 тыс. роликов, а самой коллекции уже почти 30 лет.
10. Интернет-гигант “Google” столкнулся с новой проблемой при создании своего сервиса “Google Books”: фотографы и иллюстраторы, работавшие над книгами, представленными в электронной библиотеке, требуют от компании компенсации за использование созданных ими изображений. В 2005 году “Goоgle” уже заплатила $150 млн., чтобы урегулировать аналогичный конфликт с Ассоциацией издателей США и Гильдией авторов, подавших иск в федеральный суд Манхэттена. Тогда сторонам удалось прийти к соглашению по вопросу получения прав на оцифровку и публикацию книг. На этот раз в суд обратились Американское общество медиа-фотографов и другие организации, связанные с искусством. Они также утверждают, что оцифровка книг, проводимая компанией, нарушает их авторские права.
Сервис “Google Books” предлагает доступ к свыше 10 млн. книг из крупнейших библиотек США. Пользователям ресурса предлагается через “Google” покупать Интернет-доступ к защищённым авторским правом и непереиздававшимся книгам, а также бесплатно читать их в общественных библиотеках, которые планируется подключить к новому сервису. В рамках соглашения “Google” и издателей предполагается, что авторы и издатели также будут получать деньги за использование их книг, причём, правообладателю будет уходить 63% от прибыли, а у Интернет-компании будет оставаться 37%.
11. Результаты опроса, проведенного американской исследовательской компанией “comScore”, свидетельствуют о том, что Интернет-зрители (он-лайновые) телесериалов более толерантны к рекламе в них. Компания опросила об отношении к рекламе американцев, которые смотрят телепрограммы и фильмы и делятся на 3 группы: смотрят их только по телевидению (65% респондентов), смотрят на ТВ и в Интернете (29%), смотрят только в Интернете (6%).
Оказалось, что чисто он-лайновые зрители наиболее терпимы – их устроит 6-7 мин. рекламы в течение 1 часа. Это существенно больше, чем 4 мин./ч, которые сейчас идут в Интернете с телеконтентом, и гораздо меньше, чем нынешние 14-17 мин./ч на американском телевидении. Кстати, недавно было объявлено, что телеканал “CW” увеличит число рекламных вставок он-лайн до их эфирного уровня, т.е. будет 20 30-секундных перебивок, или 10 мин. рекламы в час.
Когда зрителей спросили об их мотивациях смотреть часть телепрограмм он-лайн, свобода в выборе времени и места просмотра проявились как основные факторы. 75% респондентов выбрали Интернет, поскольку могли смотреть фильмы и программы там, где хотят, 74% – смотреть, когда хотят. Другими факторами стали возможность “поставить на паузу” и продолжить просмотр в любое время (70%), а также “меньшее встревание рекламы” (67%).
Преимущество же обычного телевидения – более высокое качество изображения и звука. При этом, самая частая причина просмотра серий он-лайн та, что они были пропущены в телеэфире (71%), а удобство (57%) и меньшее число рекламы (38%) – в меньшей степени.
Исследователи отдельно приводят предпочтения пользователей по отложенному просмотру: только 35% молодежи в возрасте 18-24 года смотрят фильмы и телепрограммы вживую, остальные – в Интернете, в записи.