На протяжении длительного времени наиболее часто задаваемым вопросом является следующий – когда закончится кризис. Очень многие – от экономических гуру, типа Рубини или Сороса, до простой киевской бабушки, торгующей солеными огурчиками – дают свой ответ на вопрос о сроках окончания кризиса. Я не стану к ним присоединяться, так как знаю ответа на это вопрос, но попробую предложить свои мысли относительно того, какие уроки следует извлечь из очередного всемирного экономического и финансового кризиса. Желание написать данный материал в первую очередь вызвано тем, что по моим наблюдениям, большинство (к счастью, не подавляющее), предпочитает вместо попытки разобраться в положении вещей при помощи экономической науки и анализа экономической истории, штудировать сайты, на которых преподносятся различные сценарии всемирного экономического кризиса, «раскрываются» теории мирового заговора (масонского?), который направлен против кого-то для улучшения положения кое кого иного. Или – вообще в неких бессмысленных, но страшных целях.
Поэтому, во-первых, категорически настаиваю на следующем: казалось бы случайный и внезапный финансово-экономический кризис не случаен и не внезапен. Это надо запомнить раз и навсегда. Кризис – цикличное событие, которое будет происходить до тех пор, пока мы используем ту экономическую модель, которую человечество использует на протяжении всей своей истории. Не надо думать, что, случившись один раз, кризис не повторится.
Вспоминаю, как в 2005-2006 годам ряд якобы прогрессивных экономистов утверждало, что теорию экономических циклов давно пора отправить на «свалку истории». Скажу честно, меня это, по меньшей мере, удивляло. Впрочем, и заставляло задуматься – почему же все-таки работают экономические законы, разработанные тем же Николаем Кондратьевым? В конце концов, ну почему же с периодом в 40-60 лет в мире происходят экономические рецессии разной степени жестокости?
Скажу честно, ответа на данный вопрос я не находил, но интуитивно, а может быть в силу некоей закомплексованности, заключающейся в безоглядной вере в экономическую науку, продолжал доверять теории экономических циклов. Попутно замечу, что помимо циклов Кондратьева есть еще и циклы Китчена, Жюгляра и Кузнеца. Впрочем, похоже, что критикам теории циклов и числа безудержных оптимистов это неизвестно. Надеюсь, что теперь они задумаются перед тем, как предпринять очередную попытку посмеяться с экономических законно, ибо законы эти в данный момент громко смеются над ними.
Кризис – это как война. Человечество каждую войну считает последней, возникшей по недоразумению. Но, закончив одну войну, люди тут же начинают готовить следующую. Так же и с кризисами, которые являются закономерным следствием мировой экономической модели. Отличаются лишь некоторые детали, глубина, и готовность экономики (мировой или какой-то конкретной страны) кризисным явлениям противостоять. Ведь каждая страна противостоит кризису по-своему.
Поэтому важнейший вывод: случайностей не бывает. Рано или поздно кризисы происходить будут, и все зависит от того, как к ним подготовиться. Кто лучше подготовится, тот и понесет наименьшие потери.
Второй урок кризиса. Закономерность этого урока состоит в том, что административные меры – не самый эффективный способ борьбы с кризисом, и уж точно не панацея. То, что мы наблюдаем сейчас буквально во всем мире – попытки административного командования экономикой. Эти меры давали эффект, но назвать это лекарство абсолютно эффективным нельзя. Оно, конечно, помогает, но лучше бы использовать какое-нибудь другое. Это можно отнести ко всем странам: в административных решениях много политики, их же принимают политические руководители, поэтому мы видим широкий диапазон мер – от разумных движений по поддержке спроса до совершенно популистских кампаний по наказанию руководства компании AIG или крупнейших британских банков за выплаченные бонусы. Эта акция абсолютно не экономическая, а скорее политико-маркетинговая. И она уж никак повлиять на смягчение кризисных явлений в экономике США или Великобритании не смогла.
Административные меры в первую очередь должны быть ориентированы на помощь людям, на стимулирование потребления внутреннего продукта. Пример – программа с субсидированным авто кредитованием в Германии. Очень правильное и разумное решение. То же самое нужно сделать и с ипотекой. А просто «загонять» деньги в обанкротившиеся предприятия – бессмысленно. Административные меры – это всегда лишь лечение последствий и не всегда системное.
Урок третий, особо важный для Украины – мы регулярно наступаем на одни и те же грабли. Боремся не с причинами, а со следствиями. Сначала у нас от старости что-то разваливается, падает или тонет, и лишь потом мы думаем, что неплохо бы наладить производство новой техники или провести ее плановую замену.
В нашей стране основная причина глубины кризиса – сырьевая ориентированность экономики, отсутствие реальной конкуренции. Наши предприятия в основной массе не конкурентоспособны. Но даже наши относительно конкурентоспособные отрасли связаны либо с сырьем, либо с первичной обработкой этого сырья и ориентированы во многом на внешнее потребление. Это, увы, не точное машиностроение, не электроника, даже не автомобилестроение. Если мы не изменим эту тенденцию, следующий кризис по нам ударит опять очень сильно. Но самым большим ударом, пусть даже сегодня он кажется фантастическим, будет для нас, например, переход мировой экономики на ресурсо- и сырьесберегающие технологии. Это благо для человечества в мгновение ока вернет нашу страну в каменный век. У нас не останется ничего. Уже сегодня развитые страны достаточно много инвестируют в этом направлении.
Данный урок мы получаем в процессе каждого кризиса, начиная с прошлого века. Сырьевая ориентация украинской экономики не позволяет нам быть устойчивыми во время экономических катаклизмов. Оно и понятно: одно дело во время сильного порыва ветра стоять на двух ногах, другое – на одной.
Следующий, довольно важный урок. Многие так называемые «новые» собственники, владельцы «заводов, газет, пароходов», оказались мелковаты для своего крупного, растущего не по дням, а по часам, бизнеса. В их руках оказались огромные компании, большая часть благосостояния страны, но образовательный и ментальный уровень этих людей и менеджмента, насаждаемого ими, явно не соответствовал размерам и задачам их бизнеса. Наверное, это характерно для любой молодой экономики, когда люди, которые начинали с уровня ларька, с операций «купи-продай», управляют большими предприятиями. Но в их подсознании уровень «купи-продай» никуда не делся.
Во что это вылилось? Во-первых, компании мало инвестировали в развитие новых технологий. Любая западная компания, которая занимается производством, до 25 % расходов инвестирует в исследования и создание новых технологий. Мы же не инвестируем даже в замену старой индустриальной базы. И наши техногенные катастрофы подтверждают это с завидной регулярностью. А инвестировать надо, как бы ни было жалко денег, какую бы прибыль мы бы ни хотели показать.
Во-вторых, «капитаны» нашего бизнеса не задумывались над тем, чтобы часть прибыли переводить в депозиты компаний, т.е. в ликвидный «страховой» капитал. Нормальных корпоративных депозитов практически почти ни у кого из коммерсантов перед кризисом не было. Зато все деньги «работали» – как же, как же, нам же внушают, что деньги все время должны «крутиться»! Надо заметить, что в этом государство явно оказалось профессиональнее бизнесменов – государство сумело сформировать хотя бы какие-то золотовалютные резервы. И именно это позволило немного смягчить «приземление на дно кризиса» для нашей страны.
И еще очень важный для нашей страны урок. Кредитный бум это, конечно, очень хорошо. Хорошо не откладывать на завтра то, что можно купить сегодня. Но неплохо бы в своей личной финансовой стратегии оставить место для накоплений. Во многих западных странах это поняли очень давно и поэтому проходят кризис несколько легче, чем наши соотечественники.
Украинцы очень спешат жить, предполагая, очевидно, что жизнь завтра кончится. Если бы большая часть нашего населения решила небольшую часть покупок отложить на потом, относилась бы более трезво к своим возможностям по оплате кредитов, имела бы некие «подушки безопасности» – депозиты, а так же желание и умение накапливать деньги, ее жизнь сегодня была бы чуть-чуть легче. Если мы с вами не копим те же депозиты, если мы сами не лечимся и не страхуемся, то потом нам никто не поможет.
Альтернативным инструментом для создания «подушки безопасности» для наших людей всегда была недвижимость. Многие думали: «Куплю квартиру. На всякий случай. Ведь недвижимость никогда не подешевеет. Ведь риелторы об этом говорят!». Тем более что цены на жилье росли очень быстро. Сегодняшняя ситуация показывает: да, это надежное (в том смысле, что физически не исчезнет), не самое плохое вложение, но не ликвидное и далеко не всегда прибыльное. Особенно – в кризис. То есть сегодня из него нельзя «выйти» без убытков. И завтра – тоже.
Еще один путь – рынок ценных бумаг. Это ликвидно, но абсолютно не надежно. Поэтому я все же советовал бы как отдельным гражданам, так и малому бизнесу серьезно подумать о депозитных накоплениях именно для того, чтобы впредь легче переживать кризисные периоды.
В заключение – еще один урок. Суть его в том, что всегда и во всем у нас виноват «стрелочник». В любой катастрофе у нас виноват лично один человек, который не нажал кнопку (несмотря на то, что она не была ни к чему подключена), не закрыл задвижку (которую закрыть невозможно, так как кран давно отвалился) и т.д. В любом кризисе у нас виноват некий чиновник, который ошибочно не запретил то, или по наивности разрешил это.
В этот раз стрелочниками стали банкиры. Американские – в мировом масштабе. Те, которые устроили нам кризис из-за своих больших зарплат. Тезис сам по себе абсурдный, но, наверное, он нужен для того, чтобы кого-то успокоить. Кстати, послушать некоторых, получается, что украинские банкиры виноваты в кризисе в пределах нашей страны.
Мне интересно, кого назначат виноватым в следующем кризисе? Неужели и вправду американские или украинские банкиры виноваты в том, что мы уже давно не строим корабли, не делаем самолеты, не собираем автомобили? Или наше граждане тоже чем-то поспособствовали кризису, с радостным гиканьем бросившись брать кредиты на все: от яхты до фена, от автомобиля до флэш-карты.
Если бы наша экономика была более сбалансированной, нам не пришлось бы искать виновных на стороне. А, может, пора сделать так, чтобы компаниям было выгодно производить сложный конкурентный продукт? Сейчас и административно, и экономически это, мягко скажем, не выгодно. Гораздо проще лить металл или продуцировать минеральные удобрения. Это будет продолжаться до тех пор, пока менять правила игры на ходу легче, чем играть по правилам.
В конце – о невеселом. Верю ли я в то, что люди извлекут уроки из нынешнего кризиса? К сожалению, нет. Ведь гораздо увлекательнее читать о том, что Бен Бернанке по ночам стоит у печатного станка, лично контролируя производство новой валюты «амеро», чем изучать монетарную историю США. Гораздо интереснее делать далеко идущие «масонские» выводы из рисунка на обратной стороне долларовой купюры, чем пытаться разобраться в столь нудной теме, как фазы экономических циклов. Так что, будем ждать следующего кризиса. Даже с учетом того, что нынешний не закончился.
Вячеслав Бутко