В российских СМИ появились материалы, ставящие под сомнение происхождение революции в Киргизии. Москва, похоже, отдаляется от главы временного правительства Розы Отунбаевой, бывшего посла Киргизии в Лондоне и Вашингтоне.
Сообщения намекают на тайную поддержку, оказанную восстанию в Бишкеке Соединенными Штатами. В них утверждается, что последняя смена режима в Бишкеке была спровоцирована наркомафией при тайной поддержке США – в них говорится, что «геостратегические интересы США и международной наркомафии совпали… Было вполне логично воспользоваться услугами наркобаронов для свержения Бакиева, требовавшего от США все больше и больше денег за свою лояльность». (Подобное предположение было высказано в статье «Киргизии суждено стать еще одним наркогосударством?», опубликованной в англоязычном русском блоге Oriental Review – прим. перев.)
Российский комментатор заявил радиостанции «Эхо Москвы»: «Революция в Киргизии была организована наркобизнесом». Киргизия является узлом наркотрафика. Площадь посадок мака в Киргизии выросла в геометрической прогрессии и сегодня сравнима с Афганистаном.
В российских (и китайских) СМИ были опубликованы материалы, связывающие американскую авиабазу в Манасе с наркобаронами. Иранская разведка захватила лидера террористической группировки Джандалла Абдулмалика Риги (Abdulmalik Rigi), когда он летел в киргизском самолете на предполагаемую встречу в Манасе.
Информация, просочившаяся в российскую прессу, имеет некоторое официальное благословление. Она привлекает внимание к косвенным уликам, ставящим под вопрос природу мятежа в Бишкеке. Тем временем влиятельный аналитический центр Stratfor поспешил озвучить свою интерпретацию, ссылающуюся на вмешательство России. Между этими заявлениями и контр-заявлениями Москва, похоже, склоняется в пользу точки зрения о том, что Вашингтон извлек выгоду из консолидации политической власти в руках Отунбаевой.
Как сказал об этом российский комментатор: «Существуют и дополнительные признаки того, что Москва с настороженностью относится к новой администрации Киргизии… Правда состоит в том, что во временном правительстве нет 100-процентно пророссийских политиков… и немало членов правительство определенно связаны с Западом».
И действительно, Отунбаева заявила газете Washington Post и журналу Newsweek, что договор аренды на американскую авиабазу в Манасе будет продлен «автоматически», и что «мы продолжим подобные долгосрочные отношения» с США.
После двухдневных консультаций с Отунбаевой помощник госсекретаря США по Центральной Азии Роберт Блейк (Robert Blake) заявил, что ее руководство дает “уникальную и историческую возможность создать демократию, которая станет моделью для Центральной Азии и всего региона».
Блейк объявил смену режима в Бишкеке «демократическим преобразованием» и пообещал помощь США с целью «найти быстрые способы улучшить экономическую и социальную ситуацию».
Единичные случаи нападения на этнических русских (чья численность в Киргизии составляет около 700 тысяч человек) также вызывали обеспокоенность в Москве. Российский президент Дмитрий Медведев приказал военным принять необходимые меры. Представитель Кремля сказал, что эти меры будут включать в себя усиление безопасности «российских интересов» в Киргизии.
Москва, похоже, пока не уверена, являются ли нападения на русских единичными случаями. Общее скатывание в анархию в стране ощутимо в то время, как вооруженные банды берут закон в свои руки, а кланы в южной Киргизии выступают за возвращение Бакиева. В любом случае Медведев открыто изменил курс во вторник, после переговоров с посетившим Москву президентом Узбекистана Исламом Каримов. Он ясно дистанцировал Россию от временного правительства Отунбаевой. Медведев сказал:
«По сути, [Киргизии] нужно возродить государство. Государство в настоящий момент низложено, его нет. Мы рассчитываем на то, что временное руководство Киргизии будет предпринимать все необходимые и достаточные меры, потому что анархия самым жестким образом ударит и по народу Киргизии, и по интересам соседей. Крайне важна легитимация всех властей, проведение выборов, а не осуществление полномочий де-факто. И только в этом случае можно развивать полноценное экономическое сотрудничество.
Россия оказала гуманитарную помощь Киргизии, но полноценное экономическое сотрудничество возможно только в случае, если будут восстановлены институты власти. Президент Узбекистана разделяет эту точку зрения».
Совместная российско-узбекская позиция бросила вызов временному правительству не рассматривать себя в качестве законно учрежденной администрации, какой бы крепкой не была поддержка Вашингтона.
Очевидно, что Москва и Ташкент давят на Отунбаеву, чтобы та не принимала никаких важных стратегических решений (таких, например, как судьба авиабазы США в Манасе). Вместо этого она должна сконцентрировать свое внимание на организации новых выборов, которые помогут сформировать правительство.
Отунбаваева дала понять, что сначала хотела бы провести далеко идущие конституционные реформы, которые превратят Киргизию из действующей президентской республики в парламентскую демократию. Москва видит в этом ухищрения временного правительства, стремящегося отложить выборы и закрепиться во власти при поддержки США.
Тем временем Бакиев, сбежавший на прошлых выходных в Казахстан, с тех пор переехал в Белоруссию. Пока неясно, действовал ли Минск самостоятельно, предоставив Бакиеву убежище. Вскоре после приезда в Минск Бакиев объявил, что еще не подал в отставку. «Нет никакой силы, способной заставить меня отказаться от поста президента. Киргизия не будет ничьей колонией», – сказал он. Бакиев призвал мировых лидеров не признавать правительство Отунбаевой.
Позиция Бакиева ставит Вашингтон в неудобное положение. США отлично ладили с Бакиевым, а теперь столь же отлично налаживают отношения с Отунбаевой. Но у них нет способа уговорить Бакиева согласиться на правомерную и упорядоченную передачу власти Отунбаевой.
Кроме того, Вашингтон не может политически поручиться за правительство Отунбаевой, если его легитимность стоит под сомнением в регионе (и внутри самой Киргизии). К тому же, Отунбаева пока не справляется и не может удержать сползание страны в борьбу кланов, дробление и анархию.
Во время своего двухдневного визита в Москву Каримов ясно дал понять, что Ташкент без энтузиазма относится к смене режима в Бишкеке.
Используя сильные выражения, Каримов сказал: «Есть серьезная опасность, что эти процессы приобретут перманентный характер. Создается иллюзия, что очень просто можно ниспровергать любые вполне законно избранные руководство и правительство». Он предупредил, что нестабильность в Киргизии может оказаться «заразной» для других среднеазиатских государств.
Россия и Узбекистан сочли целесообразным объединить свои усилия. Медведев подчеркнул, что его переговоры с Каримовым в Москве были «доверительными и коснулись всех аспектов наших двусторонних отношений, международных и региональных событий». Каримов ответил тем же: «Узбекистан видит в лице России надежного, проверенного партнера, который доказывал, показывал, что Россия является решающим звеном не только в обеспечении мира и стабильности во всем мире, но, прежде всего, в регионе Центральной Азии».
«Наши взгляды полностью совпадают», – заявил Каримов и добавил: «Происходящее сегодня в Киргизии – ни в чьих интересах, и в первую очередь, не в интересах странах, граничащих с Киргизией».
Российский премьер-министр Владимир Путин также подчеркнул региональную ориентацию. «Узбекистан – ключевая страна в Средней Азии, особые отношения с Узбекистаном у нас выстраивались на протяжении многих лет», – сказал он.
Предположительно, Россия и Узбекистан теперь ожидают, что происходящее в Киргизии окажется на повестке дня саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который должен пройти в Ташкенте в июне.
В полуофициальном российском комментарии было сказано: «Саммит может помочь выработать механизмы, призванные гарантировать безопасность в стране и во всем регионе». Генеральный секретарь ШОС (базирующийся в Пекине) посетил Бишкек на прошлой неделе и встретился с Отунбаевой.
Вашингтон сталкивается здесь с потенциальной дипломатической головной болью. Ему следует принять необходимые меры для того, чтобы грядущий саммит ШОС не стал повторением саммита 2005 года, когда было поставлено под вопрос сам смысл американского военного присутствия в Центральной Азии.
Если Вашингтон решит ускорить великую игру, это может привести к отрицательной реакции, которая может перерасти в призывы к выселению США с авиабазы в Манасе, как уже того требуют некоторые влиятельные киргизские лица, формирующие общественное мнение.
Если это произойдет, вопрос в том, сможет ли Отунбаева сделать за США тяжелую работу. Она родилась в южном городе Ош, но прожила всю свою взрослую жизнь в столице, где господствуют северные кланы, поэтому у нее нет общественной или политической базы поддержки, и это является серьезной помехой.
Геополитическая действительность такова, что Киргизия должна согласовать свои действия с интересами региональных держав – в особенности России и Узбекистана – как это должны сделать и США, ради более широких интересов региональной стабильности. Факт остается фактом: российское и узбекское (и казахское) влияние внутри киргизского общества и политических кругов остается преобладающим. У Китая тоже есть легитимные интересы.
Кремль не собирается дважды попадаться в одну и ту же ловушку. В Грузии, при отчасти схожих обстоятельствах, США приняли щедрую помощь России во время бурной зимы 2003 года, чтобы расчистить развалины, оставленные «революцией роз», и «стабилизировать» ситуацию на местах, а затем быстро усадили в президентское кресло Михаила Саакашвили, который с тех самых пор является занозой в боку у Москвы.
ИНОСМИ