Отечественные предприятия начали постигать всю прелесть новых подходов работы команды Николая Азарова. Премьер особо не церемонился с бизнесом и в лучшие для казны времена. Не изменил он своим убеждениям и сейчас, когда бюджет балансирует на грани финансового коллапса.
По указке правительства налоговики и таможенники идут на любые ухищрения, чтобы заставить предприятия платить больше. А любое сопротивление чревато примененем силы: от насильственного изъятия документов до заведения уголовных дел против руководства компаний. Такие методы наполнения закромов Родины очень скоро могут окончательно добить бизнес, и без того изможденный кризисом. И тогда наполнять бюджет уже будет просто некому.
Налоговый рэкет
В первом квартале фискалы недобрали в казну 15% от запланированного. И это притом, что правительство потребовало от ГНАУ и Гостаможслужбы нарастить объемы собираемых для казны платежей. В соответствии с утвержденным бюджетом на текущий год налоговая должна перечислить в казну на 40% больше денег, чем в 2009 г.. А поскольку фискалы свято уверены, что корень зла кроется в нежелании бизнеса исправно платить налоги, они решили активизировать борьбу с минимизаторами. Как сообщили в ГНАУ, еще в начале апреля ведомство издало приказ №236 "О введении в действие операции "Бюджет".
По словам первого заместителя начальника главного управления налоговой милиции ГНАУ Юрия Атаманюка, новые методы работы позволят увеличить ежемесячные перечисления в бюджет на 8 млрд грн. Главным объектом внимания налоговой стали крупные предприятия, которые в прошлом году задекларировали валовые доходы в сумме более 70 млн грн., уплатив с них менее 1% налогов. Всего таких компаний насчитали 2,6 тыс. 975 из них запланировано проверить в первом полугодии, причем 216 уже подверглись тщательным ревизиям, по результатам которых в бюджет доначислено 293 млн грн.
В ГНАУ считают это началом масштабной операции по ликвидации злостных неплательщиков. И в будущем обещают повысить эффективность своих проверок. В ближайшие три месяца налоговики намерены как следует потрясти производителей пищевой продукции, оптовых и розничных торговцев продуктами питания и предприятия добывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Именно эти субъекты хозяйствования, уверены в ГНАУ, хуже других исполняют свои обязанности налогоплательщиков. К таким выводам на Львовской площади пришли, проанализировав деятельность предприятий в соответствии с разработанными фискалами критериями рисковости.
Как выяснилось, под подозрение ГНАУ могут попасть предприятия, слишком часто меняющие контрагентов, субъекты хозяйствования, в отчетности которых сумма налогового кредита превышает задекларированный объем налоговых обязательств (им придется возмещать НДС на суммы, больше уплаченных налогов). Также проблемы с налоговой могут возникнуть у предприятий, задекларировавших убытки. Стоит ли говорить, что упомянутые признаки могут быть обнаружены и у вполне законопослушных предприятий. Ведь в условиях неутихающего кризиса далеко не все субъекты хозяйствования способны работать с прибылью. А частая смена контрагентов может свидетельствовать лишь о желании предприятия обеспечить себе более выгодные условия работы.
Что касается превышения размера налогового кредита над суммой налоговых обязательств, то во многих случаях такие ситуации провоцируют сами налоговики. Чтобы вписаться в объемы выделенных на возмещение НДС средств, фискалы нередко просили компании отсрочить декларирование налоговых кредитов. В результате суммы, заявляемые к возмещению, накапливаются и вполне могут в один из налоговых периодов превысить суммы, подлежащие уплате в бюджет.
Не остались без внимания налоговиков и мелкие компании. В последние несколько месяцев их трясут под видом борьбы с фиктивными фирмами. "Подтверждениями фиктивности фирмы для налоговой являются следующие признаки: на одном адресе зарегистрировано больше 10 субъектов хозяйствования или на фирме трудится менее пяти человек. Практически гарантировано попадание в черный список фирм, у которых обязанности директора и бухгалтера исполняет один человек.
Под подозрение также попадают компании, не имеющие собственных основных средств, и предприятия с уставным фондом до 50 тыс. грн. Но в этом нет никакой крамолы. Действующее законодательство позволяет учреждать ООО с уставным капиталом в одну минимальную зарплату. Налоговая также проявляет особый интерес к предприятиям, занимающимся строительством, оптовой торговлей, исследованием конъюнктуры рынка, рекламной деятельностью, предоставлением коммерческо-информационных услуг. Иными словами, под прессом налоговой оказались практически все", – говорит управляющий партнер адвокатской компании "Соколовский и партнеры" Владислав Соколовский.
Признаки рисковости становятся лишь поводом для внеочередного визита ревизоров. Выбить из проверяемого дополнительные платежи (причем не только в бюджет, но и поиздержавшимся визитерам) – дело годами оттачиваемой техники. "У нас был случай, когда строительная фирма, 10 лет предоставлявшая услуги на рынке, работавшая в том числе и с государственными заказами, была отнесена к фиктивным. Налоговый инспектор посчитал, что без грейдера она просто не может полноценно функционировать, что и было положено в основу акта проверки", – рассказывает один из столичных юристов.
Чтобы заработать деньги для худеющего бюджета, фискалы не брезгуют открытыми манипуляциями. Например, предприятие подает в инспекцию декларацию по прибыли либо по НДС (причем, учитывая пожелания фискалов, отчетность не содержит завышенных требований на возмещение или отрицательной прибыльности). Если фискалов не устраивают указанные суммы налоговых обязательств, через несколько недель после их подачи предприятию могут вернуть отчетность вместе с решением налогового органа о непризнании декларации как налогового документа. Это влечет за собой начисление штрафных санкций, привлечение руководства к административной ответственности, и, что более серьезно, возникают основания для проведения внеплановой выездной проверки. Массовыми стали и аннулирования свидетельств плательщиков НДС.
"После аннулирования регистрации плательщиком НДС субъект предпринимательской деятельности должен совершить так называемую условную продажу товарных остатков или основных фондов, относительно которых был начислен налоговый кредит, но НДС, который должен быть уплачен в бюджет от такой продажи, – вполне реальный. Поэтому инспекторы ищут малейшие зацепки для аннулирования свидетельств", – поясняет мотивацию ГНАУ один из правоведов.
Если же предприятия не идут на поводу у фискалов, те начинают применять силу. По рассказам юристов, в последнее время участились случаи изъятия документов на основании постановления следователя.
"Уголовные дела по статье "уклонение от уплаты налогов" стали возбуждать просто на основании справки инспектора, который посчитал, что компания фиктивная. Причем часто такие выводы делаются после того, как чиновник пришел в офис вечером и не застал директора на месте либо же не смог попасть в офис из-за того, что на входной двери был кодовый замок, и он даже не зашел внутрь, чтобы выяснить, действительно ли здесь находится офис компании. Более того, фиктивность уже определяют даже при проведении документальной проверки, которая не может выходить за рамки проверки правильности сделанных бухгалтером расчетов.
"Несуществующей" компанию могут признать на том основании, что в ее учредителях значится иностранец. Дескать, его априори невозможно будет найти", – рассказывают юристы. И эти драконовские методы уже дают свои результаты. Как сообщили в ГНАУ, в апреле суммы, заявленные к возмещению НДС, удалось сократить до 1,7 млрд грн, тогда как в прошлом году предприятия потребовали вернуть из казны 7,7 млрд грн.
Таможня берет добро
Аналогичные методы работы используют и таможенники, задекларировавшие усиление борьбы с контрабандой. По словам первого зампреда Гостаможслужбы Александра Дороховского, его подопечные с особой тщательностью проверяют сейчас достоверность данных (не только правильность указанной стоимости товарной партии, но и ее веса и номенклатуры), отображаемых в таможенной декларации. Это позволяет пресечь минимизацию таможенных платежей.
"Благодаря проводимой работе мы практически приостановили товарную контрабанду. Изменилась структура импорта, в ней появились такие позиции, как брэндированная одежда, дорогие аксессуары, часы, которые до сих пор официально не ввозились. Средняя стоимость импорта увеличилась на 26%, что позволило при уменьшении номинальных объемов импорта на 13% увеличить собираемые налоги на 9%. Среднедневные платежи выросли на 30%, составив 330 млн грн.", – нахваливает свое ведомство Дороховский.
Средняя таможенная стоимость одного контейнера на портовых таможнях в течение первого квартала увеличилась на 20% и еще на 24% в апреле. В результате налоговая нагрузка на один контейнер выросла на 25 и 30,5% соответственно. Одним из примеров увеличения стоимости товаров, которые проходят таможенный контроль, является оформление теплоходов в Одесском порту. Если ранее с одного корабля в бюджет поступало около 500 тыс. грн., то в последний месяц этот показатель вырос вдесятеро – до 5 млн грн.
Впрочем, импортеры и брокеры в один голос твердят, что дополнительные платежи из них просто выжимают любыми способами, причем не всегда законными. "Таможенная стоимость увеличена в среднем на 60%. Где-то повышение произошло на 5%, а где-то в пять раз. По неофициальному распоряжению нового главы ГТСУ Игоря Калетника, странным образом испарилась вся ценовая база Единой автоматизированной информационной системы. А поскольку "старых" цен не осталось, их стали определять заново и, конечно, в сторону повышения", – говорит независимый эксперт Максим Шпаченко.
Все это делается под прикрытием благородной цели борьбы с контрабандой. "Поиски виновных, чьи грузы можно было бы задержать на границе, доходят до абсурда. Например, поставка товаров из России является одной из самых "прозрачных" с точки зрения оформляемых документов. Подделать российские декларации практически невозможно. Товар строго проверяется по ту сторону границы. И это общеизвестный факт. Но даже по товарным группам, ввозимым из России, таможенную стоимость повышают", – говорит один из брокеров.
"Таможня начала работать с чистого листа. Есть негласная установка: прежнее руководство плохое, и все выданные при нем справки о таможенной стоимости во внимание не берутся. Более того, практически на всех таможнях сменены руководители. Поэтому старыми связями воспользоваться невозможно", – отмечает руководитель компании – крупного брокера. После повышения таможенной стоимости возрастают и все привязанные к ней платежи. По словам директора брокерской компании Villar Евгения Авдеенко, период оформления грузов может увеличиться на срок от двух до десяти дней.
Вторая проблема, с которой приходится бороться брокерам и импортерам, это замена кодов товаров на похожие. Такие уловки таможенники проделывали и раньше. Но, как уверяют субъекты ВЭД, не так массово. Более того, сейчас ставки пошлин по реальному и навязанному инспектором коду могут отличаться в разы. Скажем, колесное оборудование и приспособления (самоходное оборудование, погрузчики, магазинные тележки) сейчас кодируются как "другие транспортные средства".
Некоторые фильтры могут кодироваться как фильтровочные материалы или как запчасти к оборудованию, но таможенники выбирают тот код, у которого выше ставка пошлины, и это относится практически ко всем ввозимым товарам.
Третье направление давления – это оформление упаковки товара по цене самого товара, то есть в весе "нетто" учитывается и вес пакетов, коробок или ящиков. Для недорогих товарных групп это не является большой проблемой. Однако если банку и запакованную в ней черную икру заставляют оформлять по одной цене, это уже существенно бьет по карману импортера. Брокеры и импортеры констатируют, что бороться с "новациями" правовым путем пока не представляется возможным: любое судебное разбирательство, даже при наличии всех необходимых документов со стороны истца, затянет поставку груза и выполнение обязательств перед контрагентами, а впоследствии усложнит для брокеров оформление грузов вообще. Не особо надеются на правосудие и предприятия, конфликтующие с налоговой.
Большинство из них пока предпочитает улаживать возникающие трения мирным путем. Однако фискалы, воодушевленные своими успехами, намерены и дальше использовать наработанные методы сбора налогов. Если это войдет в норму, предприятия заложат "фискальные" издержки в стоимость своих товаров. В результате дополнительные поборы с бизнеса лягут на плечи конечных потребителей.