Победа Виктора Януковича на президентских выборах повлияла не только на внутренние дела Украины. Год назад Дмитрий Медведев гневно видеообратился к Виктору Ющенко, порицая того за кризис в отношениях двух стран. Но с тех пор многое изменилось.
Времена правления третьего президента независимой Украины трудно назвать периодом безоблачных взаимоотношений нашего государства с Россией. Снижение градуса сотрудничества, "газовые" войны, различие геополитических предпочтений, особенно ярко проявившееся в ходе российско-грузинского конфликта в августе 2008 года, принципиальные разночтения во взглядах на исторические и окологуманитарные вопросы – Виктора Ющенко и его окружение трудно было заподозрить в желании следовать в фарватере Кремля. Принципиальные разногласия не только влияли на взаимоотношения двух стран, но и регулярно проявлялись во взаимных информационных атаках разного масштаба. И если "обмен любезностями" на уровне министерств иностранных дел к августу 2009-го давно перестал быть внове (как и замечания президентов в адрес друг друга), то обращением к коллеге посредством собственного видеоблога Дмитрию Медведеву удалось удивить публику.
Пронизанная "глубокой озабоченностью" речь восстановлению дружбы не способствовала. После того, как Виктор Ющенко ответил коллеге не менее открытым письмом, общественность двух стран некоторое время увлеченно обсуждала аргументы двух сторон в стиле "Наш был круче!". Межпрезидентские же взаимоотношения подверглись глубокой заморозке, немаловажным элементом которой была задержка ротации российских посланников. С актуальным на тот момент украинским руководством лидер РФ искать общий язык не стал. Но с приходом к власти Виктора Януковича ситуация кардинально изменилась.
На первый взгляд резкое обострение российско-украинской дружбы с воцарением на Банковой главного "регионала" страны демонстрирует: везде, где был плох Виктор Ющенко, Виктор Янукович для России – в самый раз. На протяжении менее полугода правления нового главы государства большинство спорных когда-то вопросов торжественно готовится уйти в небытие. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно пересмотреть памятную видеозапись или перечитать ее расшифровку.
В недалеком прошлом сочувствуя двум народам, на "повседневной жизни и завтрашнем дне" которых отражается "кризисное состояние российско-украинских отношений", Дмитрий Медведев решил публично ознакомить Виктора Ющенко с солидным списком претензий. Год спустя можно отметить – значительная часть из них определенно утратила актуальность.
За сравнительно небольшой срок былые "мир, дружба, братство" вернулись в знакомые берега, а на некоторых участках поток теплых чувств рискует захлестнуть вехи, расставленные в эпоху правления Леонида Кучмы. Улучшение взаимоотношений "уже сегодня" коснулось практически каждого аспекта международного бытия – экономики, политики, гуманитарной среды… Например, после многочисленных встреч "большой четверки" (президенты и премьеры двух стран) и саммитов пониже уровнем говорить о том, что "в Киеве последовательно добиваются разрыва сложившихся экономических связей с Россией" уже не приходится. Напротив, товарооборот растет на глазах, и целые отрасли промышленности исподволь готовятся если не к объединению, то уж точно – к теснейшему сотрудничеству. Ушли в прошлое и опасения из-за невозможности "стабильного использования… фактически единой газотранспортной системы". Газовые контракты между "Газпромом" и "Нафтогазом" заключены на много лет вперед, а Киев, с одной стороны, изыскивает возможность привлечь к реконструкции отечественной ГТС не только европейцев, но и россиян, а с другой – старательно пытается убедить Кремль в том, что пусть не "Северный…", но уж "Южный поток" с таким доброжелательно настроенным транзитером экспортеру "голубого топлива" точно не нужен… Увереннее себя чувствуют и российские инвесторы, попрание имущественных прав которых так беспокоило российского президента год назад. Хорошим примером тому служит ситуация с повторной приватизацией "Лугансктепловоза" – завод отдали обратно в те же руки, еще и "лишних" денег по итогам аукциона не взяли.
Возрождением экономических связей приятные кремлевскому глазу начинания украинской власти не ограничиваются. Хорошим сигналом для Москвы служит возвращение Киева на "правильную" орбиту. И пусть от курса на ЕС Виктор Янукович отказываться не спешит (напротив, пытается форсировать подписание соглашения об ассоциации), но в том, что касается военно-политического сотрудничества – готов угодить и своим избирателям, и северо-восточным соседям. Положение дел а-ля "упрямо продолжает курс на вступление в НАТО" формально осталось в прошлом. Недавно принятый закон об основах внутренней и внешней политики закрепил давно вымечтанный Партией регионов внеблоковый статус нашей страны (правда, на масштабах сотрудничества с Североатлантическим альянсом это решение пока не отразилось, что Россию порой печалит). Но полностью отказываться от участия в обеспечении общеевропейской безопасности Украина не будет. Она просто подождет появления нового формата, возможно, того, о котором так печется Дмитрий Медведев.
Отгородившись от НАТО, при новом президенте Украина готова повиниться и за другие былые промахи. Так, в 2009 году российского президента все еще угнетали воспоминания о вооруженном противостоянии с Грузией. "Спустя год после тех трагических событий (войны 08.08.08, – "Подробности") вновь остро встаёт вопрос о том, что мирных жителей и российских миротворцев в Цхинвале убивали из украинского оружия. Те в Киеве, кто поставлял вооружения грузинской армии и, кстати, не намерен прекращать делать это и сейчас, полностью разделяют с Тбилиси ответственность за совершенные преступления", – сетовал Дмитрий Медведев. Выполнить предполагаемую программу-максимум – признать независимость Абхазии и Южной Осетии – Украина не спешит. Зато можно предположить, что при новой власти Киев будет искать торговых партнеров осмотрительнее. Более того, в июне Кабмин очень остро отреагировал на замечание экс-главы "Укрспецэкпорта" Сергея Бондарчука о том, что значительная часть оружия была продана Грузии в бытность Виктора Януковича премьером. Как и можно было предположить, роль козла отпущения волей-неволей сыграл предыдущий глава государства. "В то время именно президент Виктор Ющенко контролировал компанию "Укрспецэкспорт" и лично отдавал указания о поставках оружия в Грузию. Он, по сути, перевел государственную компанию в статус "ручного управления", сделав ее заложницей его собственных желаний", – негодовал "силовой" вице-премьер Владимир Сивкович, уточняя, что "правительство Виктора Януковича всячески пыталось помешать таким антигосударственным процессам".
Если "оружейный" вопрос требовал отдельного обсуждения, то былые дипломатические скандалы при новой власти и вовсе забываются. Основная позиция официального Киева – "Разногласия остались в прошлом", как и практика высылки дипломатов, которая так возмущала высокопоставленного видеоблоггера в 2009 году. Правда, назвать совсем уж благодатью "культурный обмен" общественно-политическими деятелями было бы неправильно. Результатом разрекламированного обнуления "черных списков" стали частые и беспрепятственные поездки в Украину знаковых в своем роде российских политиков, не стесняющихся комментировать факт независимости нашего государства. Но МИД, как в случае с очередным пассажем Юрия Лужкова по поводу желаемой принадлежности Севастополя, хоть и возмущается, но сдержанно – до нот протеста дело не доходит. А вот сходу попасть в Россию и сейчас может не каждый украинский правозащитник…
С приходом к власти Виктора Януковича многие моменты, которые вызывали неодобрение его российского коллеги еще год назад, стремительно отходят в историю. Позади "непрекращающиеся попытки осложнить практическую деятельность Черноморского флота России" – благодаря харьковским договоренностям ЧФ РФ еще долго не побеспокоят. "Героизация нацистских пособников" уже тоже не актуальна, и суды здесь только в помощь. Не спешит новая власть использовать и "националистически окрашенные трактовки массового голода в СССР 1932-1933 годов как "геноцида украинского народа". Солидарность с позицией РФ в этом вопросе Виктор Федорович демонстрировал неоднократно, в том числе – и перед Парламентской ассамблеей Совета Европы. За что и стал ответчиком в судебном процессе.
"Работу над ошибками" новая власть провела по большинству пунктов. В 2009 году Дмитрия Медведева печалили "условия, которые искусственно создавались накануне, да и во время недавнего пастырского визита на Украину патриарха Московского и всея Руси Кирилла". В 2010-м визит главы РПЦ сопровождался полным взаимопониманием с власть имущими, серьезными мерами безопасности и тщательным ограждением от любых акций протеста. Да и тему "единой поместной" на Банковой больше не поднимают, а доброжелательное отношение к идеям "русского мира" не скрывают… А вот в совсем гуманитарной среде руководству страны еще предстоит потрудиться. Пересмотр общей истории, который традиционно беспокоит Кремль, ввиду своевременного возвращения к 11-летней системе школьного образования, который может потребовать смены учебников, похоже, скоро вернется в единственно верное идеологическое русло. С "ущемлением прав русскоязычного населения" ситуация тоже изменилась. Во всяком случае, там, где сильна роль местных инициатив. На общегосударственном уровне дела обстоят похуже: переписывать Конституцию с тем, чтобы предоставить русскому языку статус государственного новая власть пока не спешит, да и по поводу дубляжа кинофильмов приняла не такое однозначное решение, какого можно было бы от нее ожидать…
В 2009 году свое видеообращение Дмитрий Медведев завершил почти пророчески. "В России надеются, что новое политическое руководство Украины будет готово выстраивать между нашими странами такие отношения, которые будут на деле отвечать подлинным чаяниям наших народов…" О чаяниях народов говорить сложно, но представлениям о том, каким должен быть удобоваримый для России президент Украины Виктор Янукович пока соответствует с запасом. Правда, в отдельных случаях о полном исполнении желаний дружественной стороны речь пока не идет. И потому особенно интересно, насколько и как долго лидер одной страны может "безболезненно" выглядеть сущим подарком для руководства другой.