Зачастую место работы менеджера определяет не зарплата, а система бонусов.
Зарплаты топ-менеджеров уже давно перестали удивлять украинскую общественность. Так, глава наблюдательного совета «Правэкса» Степан Черновецкий не скрывает, что его зарплата составляет $200 тыс. в месяц.
Хороший профессионал и прирожденный управленец может также рассчитывать на суммы не меньше этих.
«В моей практике самую большую зарплату предлагали коммерческому директору — приблизительно $200 тыс. в год. $10-15 тыс. ставка и плюс премия», — поделилась руководитель департамента рекрутинга Inter Consulting Group Катерина Пенкова. Но все же большинству приходится довольствоваться средним заработком. В конце 2006 года компания «Эрнст & Янг» провела исследование, посвященное уровню заработных плат и компенсационных пакетов в Украине. Всего в исследовании приняли участие 103 компании разных отраслей и сфер, среди которых: Citibank (Ukraine), Coca-Cola, Colgate-Palmolive Ukraine, Danone, Kyivstar GSM, McDonald’s Ukraine, Microsoft.
Разномастные цифры
Согласно данным «Эрнст & Янг», менеджер среднего звена зарабатывает $756 в месяц, а руководитель — $1650. По всей Украине средний заработок офис-менеджера составляет $869 в месяц. Но на самом деле зарплаты сильно варьируют. Так, два разных работника на одинаковых должностях могут получать совершенно разные суммы. Секретарь-референт в небольшой фирме может получать $200 в месяц, а в крупной компании — $800, а менеджер по продажам от $700 до $4000.
Руководители высшего звена получают более солидные зарплаты, но и здесь разница довольно значительна. Так, по данным интернет-сайта rabota.ua, директор по рекламе зарабатывает от $1000 до $5000, исполнительный директор — от $800 до $3000, а финансовый директор — от $1000 до $10000.
При этом зарплаты в Украине значительно отличаются от европейских и даже российских. За рубежом самые высокие зарплаты менеджеров в Америке. Хотя и тут заработки разные и зависят от оборота компании, местонахождения и особенностей работы. Крупная международная консалтинговая компания Hay Group (США) провела в 2006 году исследование, в ходе которого оценивалась зарплата топ-менеджеров из 29 стран. Россия в рейтинге американцев заняла третье место, здесь руководитель высшего звена в среднем получает в год $91 тыс. Опередили Россию Турция ($93 тыс. в год) и Индия ($92 тыс.). Самую низкую зарплату получает руководящий состав шведских и финских компаний, что в первую очередь связано с высоким социальным налогом, который составляет до 40% зарплаты. Но при этом даже зарплата шведов выше, чем в Украине. «Конечно, если сравнивать уровни зарплаты в Украине и за рубежом, то у нас он очень низкий, но однозначно просматриваются тенденции к повышению заработных плат для менеджеров и в Украине», — заключает директор рекрутингового агентства «Персонал-Сервис» Светлана Щербатюк.
Наручники, ботинки, парашюты
Кроме зарплаты, менеджеры успешных фирм получают также другие доплаты. Именно эти бонусы в руках опытных работодателей становятся так называемыми «золотыми наручниками» для многих менеджеров. Бонусы могут выдаваться только по истечении определенного периода. Например, через три-четыре года после начала работы. При этом они перечисляются траншами ежегодно или ежеквартально, но часто человек не может снять эти деньги со счета и использовать их по своему усмотрению. Если он уволится раньше времени, то эту сумму не получит. Данная схема привязывает работника к месту роботы, делая экономически невыгодным уход из компании.
«Золотой ботинок» обычно используется именно тогда, когда компания хочет расстаться с менеджером. Например, в случае если он не достиг прогнозируемых результатов либо компания хочет влить в бизнес «свежую кровь». Все бы ничего, но только выход на рынок обиженного менеджера, еще и с опытом работы, зачастую оборачивается значительными имиджевыми потерями для компании. Чтобы избежать их, работнику фактически предлагаются «отступные». Такая практика в Украине не очень распространена.
Катерина Пенкова, руководитель департамента рекрутинга Inter Consulting Group, подтверждает: «Как таковые «отступные» в Украине непопулярны. В моей практике не было таких случаев. Единственное, что однажды было – одна компания переманила на свою сторону менеджера путем оплаты его кредита в банке. В остальных же случаях уволенные менеджеры даже и не подозревают о такой возможности».
Кроме «наручников» и «ботинок», работодатели иногда применяют так называемый «золотой парашют». Его включают тогда, когда с работником, достигшим пенсионного возраста, хотят красиво проститься. Тогда снова в дело вступает компенсационный пакет. Украинскими работодателями такие технологии начали применяться сравнительно недавно, хотя в России такая практика существует давно.
На Западе, помимо этих трех основных инструментов, есть еще один: опционы — предоставление топ-менеджеру возможности непосредственно участвовать в бизнесе своей компании путем владения акциями, долей уставного фонда или партнерства. В США и странах Европы доля доходов от опционов составляет в общем доходном «портфеле» топ-менеджеров от 10 до 40% в зависимости от размера пакета, текущей ситуации на рынке и «профиля» конкретной компании.
Самое любопытное, что постоянно возрастающее поощрение топ-менеджеров на Западе не очень развито, иностранные компании больше держатся за сотрудников среднего звена. Это маркетинговый подход: к персоналу относятся, как к внутреннему клиенту. Эксперты отмечают, что большинство компаний СНГ стараются найти ярких лидеров, которые могли бы дать мощный толчок всей команде, на Западе же, наоборот, нуждаются в сотрудниках, которые были бы «винтиками» системы.
Источник: Газета "ДЕЛО" / / Дарья Коновалова