Как сообщила вчера «Эі» глава представительства американской компании E.I. Corporation Ирина Коваленко, Просянский ГОК приступил к серии действий, направленных на захват СП. На Просянском ГОКе эти обвинения опровергают.
По словам Ирины Коваленко, ЗАО «Днипро Каолин» уже два месяца простаивает. Вызвано это тем, что 28 апреля Просянский ГОК в одностороннем порядке прекратил подачу сырья — каолиновой суспензии. С тех пор руководство комбината предлагало соседям перейти на давальческую схему работы, однако такие предложения ими были отвергнуты.
Данный конфликт типичен для предприятий, разные этапы технологического процесса которых принадлежат разным собственникам. «Днипро Каолин» был создан в 1996 г. на базе фабрики химического обогащения каолина ПГОКа. 50% акций в уставном фонде ЗАО тогда получила американская компания E.I. Corporation, дочерняя структура Engelhard Corporation. Остальные 50% акций находятся в управлении ФГИУ. За Просянский комбинат долгие годы воевала группа «Приват». В 2005 г. предприятие было продано некой ДВС Компани Лтд., которую, впрочем, называют дружественной упомянутой бизнес-группе.
«Днипро Каолин» выпускает дорогостоящий каолин для производства бумаги и картона. При разных объемах производства (50 тыс. т в год у ЗАО и около 90 тыс. т у ПГОКа) их оборот вполне сопоставим: 23-24 млн. грн.
Как рассказывает Ирина Коваленко, представители ДВС предлагали выкупить «Днипро Каолин», «но в то же время они реализуют несколько сценариев, которые даже без покупки приводят к тому же результату». По ее словам, кроме подталкивания к работе по толлинговым схемам, они звонят нынешним и потенциальным клиентам и предлагают заключить долгосрочные контракты «на поставку нашей продукции от своего имени,— утверждает глава украинского представительства E.I. Corporation.— Они сообщают, что «Днипро Каолин» останавливается в связи с реорганизацией, а далее вся продукция будет реализовываться через Просянский ГОК».
Третий способ заключается в повышении цен на каолиновую суспензию с 82 грн. до 133,33 за 1 т в 2006 г. Четвертый — внеочередные проверки местной налоговой администрации.
При этом никакое другое предприятие не может заменить для «Днипро Каолина» сырье с Просянского комбината, так как у предприятий единая инфраструктура — сырье поставляется по трубам.
Член правления Просянского ГОКа Валерия Хорунженко говорит, что никакой конфликтной ситуации не было.
Предложения о толлинге г-жа Хорунженко объясняет тем, что поскольку «Днипро Каолин» был основан на базе одного из цехов Просянского ГОКа, то единый когда-то производственный цикл получился разорванным. «Предложив работать по давальческой схеме, мы попытались возобновить отношения, которые были когда-то. Но особого понимания это не нашло, и мы уже сейчас тоже в этом не заинтересованы. А относительно рекламы каолина без ссылки на ЗАО, как на производителя, член правления ПГОКа сказала, что речь идет о продаже небольшой партии товара, который «Днипро Каолин» поставил в счет давней задолженности.
19 июля в Фонде госимущества было проведено межведомственное совещание, после которого ФГИУ рекомендовал Антимонопольному комитету ускорить рассмотрение жалобы «Днипро Каолина», и к 30 июля предоставить выводы. Кроме того Фонд пригрозил провести внеочередную проверку выполнения условий купли-продажи 35,14% акций комбината, приобретенных вначале «Приватом», а затем ДВС Компани.
Намерения заключить договора с потенциальными покупателями продукции «Днипро Каолина» или стремление купить само предприятие г-жа Хорунженко отрицает. А относительно угрозы Фонда госимущества она говорит, что ФГИУ ежегодно проверяет выполнение всех обязательств: «За четыре года не нашли никаких нарушений».