- Новини

На очереди – Украина?

Летний политический сезон на Украине выдался прохладным и спокойным, несмотря на то, что температура воздуха была под сорок градусов (по Цельсию), а в Грузии разгорелась война, которую президент Украины упорно пытался сделать личным делом каждого украинца.

Выступления президента в защиту территориальной целостности Грузии и против российской агрессии регулярно публиковались в газетах. Телевидение транслировало встречу четырех президентов в Тбилиси под девизом ‘Остановить Россию немедленно!’, а мысль о том, что следующей мишенью России может оказаться Крым, вызвала оживленную дискуссию среди украинских политиков и политологов. Ющенко облачился в полевую форму, став похожим на Фиделя Кастро, и было объявлено, что Украина первой вступит в любой международный ‘антироссийский альянс’ (хотя как бы действовал такой альянс – неясно), и, похоже, эта идея уже отложена в долгий ящик.

Боевые кличи по поводу конфликта постепенно утихли. Несмотря на протесты многих политиков, День независимости Украины отмечался 24 августа в советском стиле с военным парадом по главной улице Киева. Два дня спустя недалеко от Харькова, второго по численности населения города страны, загорелся огромный склад боеприпасов, и в течение нескольких дней бомбы и мины взрывались подобно фейерверку в радиусе пяти километров. Министр обороны Юрий Ехануров был вынужден признать, что боеприпасы планировалось продать в Чад. В это время Ющенко в своей боевой форме присваивал генеральские звания 117 офицерам и правительственным чиновникам.

Так Украина начинает осенний сезон 2008 г. Свое первое заседание парламент начнет с рассмотрения предложенного оппозицией законопроекта о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Парламент их не признает, равно как не признал Косово – этот вопрос даже не обсуждается. Но это лишь подчеркивает то, насколько стабильна ‘многосторонность’ украинцев и насколько глубок раскол в политических предпочтениях жителей восточных и западных территорий страны.

Для многих украинцев недавний военный конфликт стал лишь очередным этапом давнего личного противостояния между премьер-министром России Владимиром Путиным и президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Первые этапы этого противостояния были чисто экономическими. Были запреты на импорт в Россию грузинского вина (винная война) и минеральной воды (‘боржомская война’). Потом был запрет на импорт грузинских апельсинов и мандаринов (цитрусовая война). После этого в по всей стране началась кампания против грузин, проживающих – легально и нелегально – в России, включавшая в себя депортацию нелегальных ‘гастарбайтеров’ и травлю других грузин, в том числе, очень известных. Одного из известнейших российских авторов, Борис Акунин (его настоящее имя – Григорий Чхартишвили) неожиданно начала терроризировать российская налоговая служба.

Однако в ответ на последний российско-грузинский конфликт грузины, проживающие в России, сплотились против президента Саакашвили. Вопрос не в том, кто что сделал и кто виноват. Российские грузины просто хотят жить в мире.

Мирной жизни хочет и народ Украины, но последние события в Грузии встревожили украинцев больше, чем западноевропейцев. Россия не раз заявляла, что грузинская армия применяет украинское оружие, и что на стороне Грузии в Южной Осетии воюют украинские наемники. Хотя ни одно из этих обвинений не было подтверждено, то, с какой частотой они повторяются, иллюстрирует политический антагонизм России в отношении Украины.

Политики Москвы не раз агрессивно реагировали на требование Украины о том, чтобы Россия готовилась к выводу своего Черноморского флота из Крыма в 2017 г., когда истекает срок соглашения об аренде Россией военно-морской базы в Крыму. Мэр Москвы Юрий Лужков однажды назвал Севастополь ‘одним из районов Москвы’, а московское правительство финансирует строительство многоквартирных домов в этом городе. Кроме того, Лужков потребовал возвращения Российской Федерации Крымского полуострова. (Крым был ‘подарен’ Украине Никитой Хрущевым по случаю 300-й годовщины добровольного вхождения Украины в состав Российской империи). Многие в России разделяют взгляды Лужкова, а на Украине мало кто верит заявлению Путина, сделанному в интервью CNN, о том, что у России нет территориального спора с Украиной.

Опасности русофобии

Украинцы отмечают, что до начала августа у России с Грузией тоже вроде бы не было территориального спора. Внезапность грузинского кризиса и тот факт, что на Украине примерно одинаковая пропорция пророссийских и проевропейских политиков и регионов, лишь подчеркивают сложность ситуации, в которой оказалась сама Украина. Референдум, проведенный в 2006 г., показал, что большинство южноосетинцев не хочет оставаться в составе Грузии; точно так же, если бы сегодня был проведен референдум в Крыму, то он бы показал, что большинство его населения не хочет жить в украинском государстве.

Стремясь трансформировать юг и восток страны, Ющенко попытался ‘украинизировать’ среднее и высшее образование в русскоязычных областях. Это вызвало протесты местного населения и политиков, и такая политика лишь усилила пророссийские настроения в этих регионах. Ющенко, называемый в российской прессе ‘русофобом’, никогда еще не был так непопулярен. По данным опросов, он пользуется поддержкой всего 5-6 процентов населения, так же, как украинские коммунисты. Его шансы на переизбрание в 2009 г. практически равны нулю.

Ожидается, что за пост президента будут бороться Юлия Тимошенко и Виктор Янукович. Любая из этих кандидатур будет приемлема для Москвы. Оба будут готовы вести переговоры о продлении срока аренды военно-морской базы в Крыму и отложить вопрос о членстве Украины в НАТО – если только НАТО быстро не примет Украину, пока Ющенко еще у власти.

Что касается Европейского Союза, то большинство украинцев понимает, что они не вступят в него, по меньшей мере, в ближайшие 20 лет, и в обозримом будущем Украина останется в экономической зависимости от России. Каждый из антироссийских шагов президента Украины вел к экономическим санкциям со стороны России, аналогичным тем, что вводились против Грузии, только на этот раз запрещен импорт мясных и молочных продуктов из Украины. Таким образом, американские куры и украинское сухое молоко стали первыми жертвами нынешнего противостояния между Западом и Россией.

Украина, промышленно развитая страна, может серьезно пострадать от российских санкций. Большинство мыслящих украинцев считает, что стране нужны сверхкомпетентные политики, если она хочет сохранить свою политическую независимость, оставаясь в экономической зависимости от России – здесь у Украины нет выбора. К сожалению, в силу нынешнего уровня политической коррупции Украине еще далеко до появления в коридорах власти политика необходимого калибра. Увы, Ющенко не выполнил свое главное предвыборное обещание об искоренении коррупции.

Но Саакашвили, его хороший друг и крестный одного из его сыновей, похоже, намерен полностью выполнить собственные предвыборные обещания. После переизбрания на пост президента в январе этого года Саакашвили стремится усилить свою позицию путем восстановления территориальной целостности Грузии – эта задача имеет неотложный характер, поскольку страны, стремящиеся в НАТО, обязаны решить все свои территориальные споры. Мне кажется, что Саакашвили, вновь воспламенив конфликт в Южной Осетии, планировал ускорить процесс вступления своей страны в НАТО. Возможно, он надеялся на то, что НАТО вступит в конфликт на стороне Грузии. Безусловно, он не мог воображать, будто Россия не отреагирует на артиллерийский огонь по городу, в котором размещен батальон российских миротворцев, или что грузинская армия сумеет в одиночку победить в неминуемом конфликте с Россией. НАТО осталась в стороне от этого конфликта – и, думаю, так она поступила бы в случае любой военной конфронтации с Россией, поскольку иначе мир может оказаться на грани катастрофы.

Ящик Пандоры

Украинский президент, как и лидер Грузии, хочет, чтобы Украина вступила в НАТО как можно скорее, и, хотя сами украинцы относятся к этой перспективе с меньшим энтузиазмом, правые политики подчеркивают, что, если бы Грузия состояла в НАТО, то Россия не осмелилась бы защищать Южную Осетию или направлять свои войска в грузинские города и порты.

Однако большинство украинцев сомневается в том, что Запад окажет какое-либо значительное давление на Россию, считая, что все протесты сведутся к жесткой риторике в духе недавнего киевского выступления Дэвида Милибэнда. Вернувшись в Лондон, он признал, что Европе нужен российский газ и подчеркнул, что "Газпрому" нужны европейские клиенты и инвесторы.

Между тем, Россия, нисколько не озабоченная мнением Запада, укрепила свой имидж страны, готовой к жестокой конфронтации с соседями. Как заявил 29 августа Путин, перекраивать карту Европы начал Запад, признав независимость Косово и тем самым ‘открыв ящик Пандоры’. Южная Осетия и Абхазия – это всего лишь второе и третье ‘зло’, вылетевшее из этого ящика после Косово. Будет ли продолжение?

На границе Украины с Молдавией 17 лет существует ‘независимое’ государство Приднестровье. Там живут русские, украинцы и теперь уже основательно укоренившиеся поселенцы из 14-ой советской армии, которая была там размещена на момент распада Советского Союза. Есть и другие непризнанные ‘независимые’ государства, лидеры которых с надеждой взирают на Москву, готовую расширять свою политическую территории под знаменем СНГ (Содружества Независимых Государств), союза, название которого звучит достаточно дружелюбно.

С точки зрения Москвы, все, что нужно, – это признание этих государств друг другом и Россией, и, в конечном итоге, Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия будут прочно закреплены в российской сфере влияния. Западная граница этой сферы вполне может пройти посередине Украины, разделив страну надвое.

www.inosmi.ru