До трети управляющих публичными фондами КУА могут уйти с рынка. Остальные вынуждены будут переориентироваться на новые фонды. Среди будущих фаворитов называют открытые и интервальные фонды акций, а со следующего года — фонды облигаций.
В 2008 г. часто звучали прогнозы о том, что с рынка уйдут многие компании по управлению активами публичных фондов. Тем не менее широко известны лишь два случая. Первый — это покупка КУА «ПИО ГЛОБАЛ Украина» управляющей компанией «Сократ», с последующим использованием имени «ПИО ГЛОБАЛ Украина». Второй — продажа КУА Tiger Asset Management. И тем не менее эксперты все еще допускают уход многих компаний с рынка.
«Многие компании, которые появились в период «перегретого» рынка конца 2007-го — начала 2008-го, имеют небольшие шансы выжить. Прогноз, что треть компаний уйдет с рынка,— достаточно осторожный. Думаю, таких будет больше — процентов 50»,— заявил президент КУА «КИНТО» Сергей Оксанич. По его оценкам, КУА должна управлять минимум 400 млн. грн., чтобы быть самоокупаемой.
По мнению директора КУА «АРТ Капитал Менеджмент» Леонида Городецкого, пока в Украине управление активами сложно назвать привлекательным бизнесом. «По-моему, слишком мало якорных, относительно больших инвесторов работают через фонды. Размер фондов слишком небольшой, чтобы быть заметными поставщиками денег в рынок капитала. По причине того, что многие переоценили привлекательность такого бизнеса, как управление публичными фондами, они будут уходить»,— отметил он. Господин Городецкий уверен, что лидеры рынка вряд ли поменяются. «Впрочем, амбициозных новичков мы тоже вряд ли увидим»,— подчеркнул эксперт.
Эксперт департамента по вопросам маркетинга и продаж КУА OTP Capital Дмитрий Жипецкий считает, что КУА, управляющих непубличными фондами, останется столько, сколько потребуется: они заняты оптимизацией налогообложения или конкретными бизнес-проектами. Сейчас в Украине свыше 400 КУА, большинство из которых ведут «непубличный» образ жизни. «Основная угроза сейчас нависла над компаниями, которые изначально ориентировались на работу с простыми гражданами. Именно инвесторам-физическим лицам часто не хватает терпения, и они начинают выводить свои средства из фондов»,— считает он.
По словам господина Жипецкого, 2008 г. продемонстрировал слабость украинского законодательства. «Если бы у нас были так называемые фонды денежного рынка, которым разрешено инвестировать до 100% от активов в инструменты с фиксированным доходом, средства частных инвесторов перетекли бы именно туда. Намного приятнее получать стабильный доход и пережидать кризис в «тихой гавани», чем терпеть убытки из-за несовершенного законодательства»,— сказал он, имея в виду требования по обязательной диверсификации (разделению средств фонда между активами).
Те компании, которые останутся, постараются переориентироваться на новые инструменты получения доходности. Господин Жипецкий отметил, что, благодаря изменениям законодательства, у рынка совместного инвестирования появился шанс сделать первый шаг навстречу европейским стандартам, где фонды подразделяются на типы, исходя из структуры активов.
«Мы считаем, что теперь не только закрытые фонды могут иметь статус отраслевых либо облигационных. Уже реально создание открытых либо интервальных фондов, которым разрешено инвестировать все активы в акции. Надеемся, что ограничения будут сняты и для инструментов с фиксированным доходом, что в итоге позволит создавать фонды денежного рынка»,— надеется Дмитрий Жипецкий.
Господин Оксанич, напротив, видит будущее ИСИ в открытых фондах акций. «Наплыв инвесторов подтолкнет к созданию большого количества открытых фондов акций, потому что именно они доминируют на развитых рынках ИСИ в мире. Многие украинские КУА в 2010 г. создадут открытые фонды акций, которые станут самыми популярными и в нашей стране. Число закрытых фондов будет постепенно сокращаться. Закрытые фонды превратятся в некие элитные «клубы для избранных». Эти фонды могут приносить сверхдоходы, но в какие-то периоды времени они могут терять ликвидность, а это означает, что для участия в них инвестор должен обладать самым дорогим ресурсом — временем. Когда рынок оживет, появится также достаточно много фондов облигаций»,— прогнозирует Сергей Оксанич.
Экономические известия