Продажа Москве десантного корабля "Мистраль" ставит под угрозу безопасность членов НАТО и кандидатов на вступление.
На прошлой неделе французский президент Николя Саркози одобрил первую поставку десантного корабля-вертолетоносца класса "Мистраль" иностранному государству – России. Париж также рассматривает российскую заявку еще на три таких корабля, которые должны быть построены по лицензии в России. Кремль впервые со времен Первой мировой войны приобретает на Западе крупный боевой корабль. Кроме того, это первая покупка Россией военной техники у страны-члена НАТО.
И какова же реакция альянса? Большой зевок. Генеральный секретарь Андерс Фог Расмуссен объявил через своего представителя, что НАТО не считает Россию угрозой. Страны Балтии и Грузия умоляют отнестись к этому иначе. Поскольку Россия пока не является надежным партнером, эта сделка ставит под угрозу безопасность членов НАТО и кандидатов на вступление в блок.
Имея водоизмещение 23700 тонн и длину 210 метров, этот корабль уступает по размерам лишь авианосцам. Он вмещает до двух десантных катеров на воздушной подушке, 30 вертолетов, 900 десантников, 13 танков и многочисленные бронемашины. Таким образом, "Мистраль" это мощное средство проецирования силы. Корабль уже вызывает дрожь и трепет у прибрежных государств Черного и Балтийского морей. Российские ударные вертолеты корабельного базирования особенно важны для нанесения ударов с моря на удалении от баз.
Ведутся даже разговоры о создании корабля "Мистраль" с усиленным корпусом для действий в Арктике, когда там усилится гонка за природные ресурсы. Владимир Путин не скрывает, что может задействовать корабли класса "Мистраль" в любой точке, где только пожелает. Кроме того, эти корабли обладают великолепными возможностями для боевого управления, связи и разведки.
Отказываясь от автаркии советской эпохи, Москва планирует закупать за границей самое передовое вооружение – "Мистрали" у Франции, а самые современные беспилотные летательные аппараты у Израиля. План заключается либо во вскрытии технологий и переконструировании новых вооружений, либо в их лицензионном производстве в целях проведения ускоренного марш-броска устаревшей российской армии в 21-й век.
Модернизация российского военно-морского флота должна вызывать особую озабоченность у НАТО. С 18-го века Россия сначала создавала небольшие морские флоты на Балтике и на Черном море, а затем переходила к формированию океанских военно-морских сил. Создание современного флота вызовет страх у соседей России и откроет двери проецированию российской военной силы в Средиземноморье и на Ближнем Востоке.
Решение Франции дать согласие на сделку безо всяких возражений со стороны НАТО вызывает особую тревогу в свете последних агрессивных действий России. Прошло всего полтора года с тех пор, как русские осадили Саркози, отказавшись выполнять подписанное президентом Дмитрием Медведевым при посредничестве Франции соглашение о прекращении огня с Грузией. Затем прошлой осенью Россия провела военные учения, в ходе которых имитировалось ядерное нападение на Польшу. А НАТО опять не выступила с протестом. Также в прошлом году Россия внесла изменения в свои законы, наделив президента полномочиями применять российские войска за границей без предварительного разрешения парламента. И наконец, две недели назад президент Медведев подписал новую военную доктрину, в которой блок НАТО объявляется угрозой, звучит призыв к защите непонятных "соотечественников", и снижается порог для нанесения упреждающих ядерных ударов.
Европа встретила всю эту политику дестабилизации очередями за российским природным газом, торжественными приемами Путина в Париже и Берлине, а также поставками ему современного оружия. Ленин говорил по этому поводу так: "Капиталисты продают нам веревку, на которой мы их и повесим". Но на сей раз Россия может попытаться сначала повесить украинцев и грузин, а затем распространить свое военно-морское присутствие на Средиземноморье, Балтику и Северную Атлантику.
Учитывая тот факт, что жизненно важный тыловой маршрут в Афганистан пролегает по территории России и ее стран-союзниц из Средней Азии, вполне понятно, почему НАТО по-прежнему пытается навести мосты в отношениях с Москвой. Администрация Обамы также продолжает нажимать на кнопку "перезагрузки" во взаимоотношениях с Кремлем, надеясь, что Москва, наконец, поможет остановить иранскую программу по созданию ядерного оружия и доведет до конца переговоры по сокращению стратегических вооружений. Вашингтон тоже молчал по поводу сделки по продаже "Мистраля", чтобы не настраивать против себя Елисейский дворец, и надеясь на то, что президент Саркози направит в Афганистан дополнительные французские войска – чего тот не сделал. Президент Барак Обама не хочет также ставить под угрозу очень важное для него содействие Парижа по Ирану.
И все равно, угроза "Мистраля" безопасности значительна. В будущем ситуация может измениться, но сегодня продажа таких кораблей подает неправильные сигналы членам НАТО, кандидатам на вступление, а также русским. В момент, когда Москва по-прежнему смотрит на НАТО как на противника, когда она выходит из Договора об обычных вооружённых силах в Европе, который ограничивает размещение тяжелых систем вооружений к западу от Урала, а также оккупирует 20 процентов грузинской территории, крупная сделка по продаже оружия России является преждевременной. Это особенно верно в связи с тем, что она представляет собой элемент масштабной программы модернизации российского военно-морского флота, которая может подвергнуть опасности фланги альянса и важные энергетические маршруты.
Возможно, членам НАТО следует повременить с расширением военного сотрудничества с Россией до тех пор, пока Москва не выполнит августовское соглашение 2008 года между Медведевым и Саркози о прекращении огня и не восстановит доверие к себе со стороны Запада.