Трагическая гибель президента Польши Леха Качиньского и множества представителей польской политической элиты в авиакатастрофе, стала для руководства России таким подарком, что ряд аналитиков даже заговорил о том, что случившееся могло быть терактом. Например, известная в России оппозиционная журналистка и общественная деятельница Валерия Новодворская назвала аварию второй Катынью. «Антисоветчик Качиньский ошибся только один раз – когда полетел в советском самолете на советскую территорию, доверившись советской власти», – пишет она.
В последнее время произошли несколько событий, которые привели к быстрому росту влияния России на ее ближайших соседей. Сначала Россия вторглась в Грузию и оккупировала часть ее территории, и мир не заставил Москву отступить. Напротив, сейчас она продолжает милитаризацию занятых земель. Затем на Украине к власти пришел открыто пророссийски настроенный Виктор Янукович. В результате переворота в Киргизии у власти в этой стране оказалась Роза Отунбаева, также занимающая промосковскую позицию. Казахстан и Белоруссия практически объединились с Россией, вступив с ней в таможенный союз. Теперь в авиакатастрофе погибли президент Польши и его команда, и многие аналитики полагают, что это принесет Кремлю значительные геополитические выгоды.
Качиньский был единственным европейским президентом, который упорно и последовательно противостоял агрессивным поползновениям России в Европе, мобилизуя лидеров Восточной Европы и объединяя их против козней Москвы. Он был единственным человеком, недвусмысленно выступавшим против подрывной деятельности России в Европе и вслух ее осуждавшим. Качиньский поддерживал евроатлантическую экспансию и был инициатором многих проектов Евросоюза, таких как «Восточное партнерство» и «Европейская политика добрососедства». Он был храбрым человеком и доказал это, прибыв в Тбилиси вместе с президентами балтийских стран и Украины 12 августа 2008 года, когда над столицей нависла угроза российских бомбардировок. Президенты стояли вместе прямо в центре грузинской столицы, в то время как над страной, не скрываясь, летали российские самолеты. Он отважно сказал тогда, что он пришел, чтобы сражаться. «Наш сосед думает, что он может покорять соседние народы, но мы говорим: «Нет!», потому что знаем, что сегодня это будет Грузия, завтра – балтийские страны, а потом придет черед и моей Родины – Польши», – заявил Качиньский.
Смерть польского президента – большая потеря для Грузии. Так как с ним погибла большая часть его команды, трудно предсказать, что теперь будет происходить в Польше. Если президентом станет действующий премьер-министр Туск, есть большая вероятность, что он будет сотрудничать с Москвой, и это многое изменить в европейской геополитике. Однако сейчас все зависит от воли польского народа. Что до Москвы, у нее осталась одна геополитическая проблема – «неудобное» руководство Грузии. Повезет ли Кремлю и здесь так же, как ему повезло в других странах, которые он желает контролировать?