Авиабаза "Айни" в Таджикистане должна была стать для Индии образцово-показательной. В середине 2000-х годов индийские военные приступили к модернизации авиабазы, а в 2006 году в Нью-Дели готовились объявить о вводе "Айни" в эксплуатацию. Прошло четыре года, но база продолжает простаивать: на ее аэродроме не видно ни одного истребителя.
Причина, по мнению многих в Душанбе, кроется в России: Москва не хочет, чтобы какая-нибудь другая страна пользовалась базой. "Таджикские власти не знают, что делать с базой. Нам самим она не нужна, а отдать ее кому-нибудь другому – значит нажить проблемы с другими странами", – говорит таджикский политолог Фаридун Ходизода.
О базе никто особо не распространяется. Российское посольство в Душанбе не ответило на просьбы о комментарии. Официальный представитель индийского посольства в Душанбе заявил, что не может комментировать ситуацию вокруг "Айни" и переадресовал все вопросы Министерству обороны Таджикистана. Министерство обороны на просьбу о комментарии не ответило.
Индия осуществила модернизацию взлетно-посадочных полос и ангаров на "Айни", но индийское правительство так публично и не разъяснило, каковы его долгосрочные намерения в отношении базы. Судя по публикациям в индийской прессе, Индия намеревалась дислоцировать там эскадрилью истребителей МиГ-29, дабы упрочить свое политическое положение в Центральной Азии и создать противовес влиянию Пакистана в Афганистане.
Специалисты по вооруженным силам Индии считают эти планы чересчур амбициозными. Когда в 2004 году на базе начались работы по модернизации, у Индии еще не было четкого плана насчет будущего использования базы, говорит один источник, близкий к индийским вооруженным силам, который в силу причин профессионального характера не может комментировать эти вопросы в официальном порядке. "Ситуация, к сожалению, остается прежней: таджикские власти, по крайней мере, до определенной степени, проводят политику открытых дверей, а местные власти [в Индии] не выработали единой позиции относительно того, как именно использовать эту возможность", – говорит он.
По словам отдельных аналитиков, вылазка Индии в сферу политики авиабаз была продиктована стремлением исполнить роль великой державы. "Индия играет в игру",– полагает вашингтонский аналитик по вопросам южноазиатской безопасности Имран Бейг (Imran Baig). "Содержать базу без самолетов обходится недорого, – отмечает он. – А вот дислокация на постоянной основе эскадрильи высокотехнологичных машин на удаленном объекте вдали от собственных рубежей является очень и очень дорогостоящим предприятием, которое могут позволить себе лишь сверхдержавы".
И все же Индия явно не хочет закрывать вопрос о своем присутствии на базе "Айни". В минувшем году президент Индии Пратибха Патил посетила с визитом Душанбе. Эксперты обеих стран усмотрели в этом визите признак того, что Индия по-прежнему пытается обхаживать Таджикистан.
Индийские инженеры продолжают строительные работы на базе, включая сооружение "отеля", сообщил EurasiaNet.org на условиях анонимности один рабочий. Но индийских самолетов на базе нет, добавил он.
Душанбинские же аналитики высказывают предположения, что таджикские власти обхаживают Индию с намерением столкнуть Нью-Дели и Москву в надежде вынудить Россию предложить больше денег за право эксклюзивной аренды базы.
Как заявил в прошлом году министр обороны РФ Анатолий Сердюков, Таджикистан и Россия будут осуществлять совместное использование базы, но Таджикистан этой информации пока не подтверждал. Россия, которая уже располагает большой военной базой в Таджикистане, на которой расквартирована 201-я дивизия российских вооруженных сил, не особенно заинтересована в использовании "Айни", она лишь стремится не допустить ее использования другими странами, подчеркивает главный редактор издания "Озодагон" Зафар Суфиев.
Таджикское же руководство явно не слишком заинтересовано давать добро российским вооруженным силам на использование базы. Недавно президент Таджикистана Эмомали Рахмон высказался в том смысле, что Россия, которая в настоящее время не платит за аренду 201-й базы, должна будет в будущем раскошелиться. Правда, стороны договорились отложить решение этого вопроса до 2014 года. Отношения между Таджикистаном и РФ в последнее время складываются напряженные, главным образом по причине неоказания Россией Душанбе помощи, будь то финансовой или дипломатической, в деле строительства Рогунской ГЭС, в которой таджикское правительство видит залог будущей экономической безопасности страны.
"Рахмон недостаточно независим, чтобы сказать "нет" России, а сказать "да" кому-нибудь другому он боится, – полагает душанбинский аналитик Саймуддин Дустов. – Вот он ничего и не делает".
В последнее время начали высказываться предположения, что Соединенные Штаты, существующие в состоянии постоянной неопределенностью в связи с использованием авиабазы "Манас" в Киргизии, могут заинтересоваться "Айни" в качестве потенциальной замены. За хорошие деньги таджикские власти позволят американским силам использовать "Айни", полагает Сафиев. "Если власти получат за нее больше, чем американцы платят за "Манас", они заинтересуются, – отмечает он. – Это рынок".