Помимо прочего, законом предусмотрено обязательное приобретение письменного согласия Госфинуслуг юридическим или физическим лицом, которое намерено получить существенное участие в капитале финучреждения или увеличить его. Подобные письменные разрешения необходимы в том случае, если «новоиспеченный» акционер решит завладеть и контролировать 10%, 25%, 50% и 75% уставного капитала финучреждения. Справка нужна будет и в том случае, если акционер в связи с приобретением акций получит право голоса в органах финансового учреждения.
Согласно новому закону, акционеру для получения разрешения от Госфинуслуг необходимо будет подать в госорган перечень документов. В частности, нужно предоставить информацию о собственном финансовом положении и деловой репутации, а для юридического лица еще и о структуре собственности.
Закон определяет также и перечень документов, которые финансовое учреждение должно предоставить клиенту до заключения с ним договора. В частности, предусмотрено предоставление условий оказания дополнительных финансовых услуг — их стоимость, порядок уплаты налогов и сборов за счет физического лица в результате получения финансовой услуги, правовые последствия и порядок осуществления расчетов с физическим лицом в результате досрочного прекращения предоставления финансовой услуги. А также информация о размере вознаграждения финансового учреждения в случае, когда оно предлагает финуслуги, предоставляемые другими финучреждениями.
Более того, законом отныне в отчет о корпоративном управлении должна быть включена информация относительно размера вознаграждения за год членов наблюдательного совета и результаты функционирования системы внутреннего аудита (контроля). Акционеров также попросили указать факты отчуждения в течение года активов в объеме, превышающем установленный в уставе финансового учреждения размер, операции со связанными лицами, в том числе в рамках одной промышленно-финансовой группы или иного объединения, проведенные в течение года.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, данный законодательный акт является своего рода шагом в Европу. «В европейских странах давно уже существует такая практика. Если владелец хочет увеличить свою долю в капитале финучреждения, то об этом для начала сообщается в соответствующие органы, после чего процедура согласовывается. Все это необходимо, поскольку банки и другие финучреждения должны иметь особые условия взятия под контроль»,— комментирует аналитик. И мы, по его словам, в данном случае просто подражаем европейскому примеру. Что, в свою очередь, дает плюсы нашим компаниям в глазах иностранных инвесторов, поскольку такие условия и стандарты больше соответствуют принятым на Западе.
Впрочем, в наших реалиях даже самые безупречные западные стандарты могут спасовать перед доморощенными чиновниками. Как подметил эксперт, в некоторых случаях процесс согласования процедуры с госорганами может затянуться, ведь даже самые простые и вполне понятные процедуры оформления могут длиться месяцами.
«Помимо того, что обычно на это потребуется дополнительное время, может возникнуть еще и коллизия в случаях с маленькими банками. Ведь в некоторых случаях затраты на подобного рода согласования и разрешения будут больше, чем они могут себе это позволить. Поэтому может возникнуть ситуация, что некоторые маленькие компании просто не смогут выполнять эти требования»,— говорит Александр Охрименко.
Не видит в принятом законе потребности для рынка партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Максим Копейчиков. «Собственно, целью усиления контроля за рынком было предоставление дополнительных полномочий контролирующим органам. Конечно, это не может нравиться рынку, как и любое другое кардинальное изменение «правил игры». Ведь работать станет сложнее, в том числе благодаря необходимости соблюдения дополнительных административных процедур»,— уверен адвокат.
Более того, по его мнению, в условиях неудовлетворенности рынка методами работы главы регулятора и учитывая тот факт, что обычные для Украины способы «решения вопросов» все так же остаются актуальными, предоставление регулятору дополнительных полномочий только усилит административное давление на субъектов рынка.
К тому же профессиональным участникам закон вряд ли добавит положительных эмоций. Позитивом же для государства и рядовых граждан может стать, по словам Максима Копейчикова, большая открытость рынка и уменьшение схем минимизации налоговых обязательств.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ