До конца года осталось чуть больше 3 месяцев, а правительству так и не удалось всерьез взяться за выполнение плана по приватизации. Но шансы исправить ситуацию остаются: в Кабмине снова вспомнили о вечной "палочке-выручалочке" – обещании продать "Укртелеком".
Мы приватизировали, приватизировали…
В последние годы, проходящие под сенью экономического кризиса, "доброй традицией" руководства страны стало с принятием каждого бюджета строить почти наполеоновские планы на приватизацию и к концу отчетного периода их не выполнять. Тем не менее, следующий сезон традиционно начинается с декларирования намерения продать и заработать. Нынешний, 2010, год исключением не стал. Несмотря на то, что принятие главной сметы страны затянулось до весны, правительство посчитало, что распродажа государственного имущества вполне может принести в закрома родины порядка десяти миллиардов гривен. Позже, с секвестром бюджета, "аппетиты" Кабмина были ужаты до 6,5 миллиарда. Но заработать и эту сумму непросто: на конец августа Фонд госимущества перечислил в бюджет поступления от приватизации в объеме лишь 511,4 миллиона гривен. О выполнении и перевыполнении плана речь пока не идет. Более того, не складывается у государства и с "брендовыми" продажами.
Самым известным приватизационным шагом нового правительства пока остается передача в частные руки "Лугансктепловоза", находящаяся на грани срыва, с одной стороны, из-за сложных взаимоотношений ФГИУ и российских инвесторов, которые по-прежнему не могут решить, кто кому и сколько должен после срыва предыдущей сделки, с другой – из-за решения суда, признавшего продажу недействительной. В такой ситуации (да еще и перед выборами) для поднятия приватизационного духа руководству страны нужно было бы постараться. И ставка, похоже, будет сделана на проверенный метод – обещание продать "Укртелеком".
Эпопея с разгосударствлением телекоммуникационного гиганта длится уже более десяти лет. Первые намеки на продажу корпорации прозвучали в 1999-2000 годах с превращением структуры в открытое акционерное общество. Проданные на сегодня акции большей частью разошлись в 2001-2002 годах в рамках продажи на льготных условиях (руководству и сотрудникам компании), незначительное количество было приобретено на бирже. В государственной же собственности и по сей день находятся 92,7 процента акций.
От нескольких предыдущих попыток озвученное Николаем Азаровым намерение отличается тем, что в 2010 году на кон готовятся выставить государственную долю полностью. Напомним, в 2004 году продать предполагалось 43 процента акций. В 2007 году (во времена уже второго премьерства Виктора Януковича) речь шла о том, что в собственности державы должны остаться 50%+1 акция. В 2008 Юлия Тимошенко хотела сократить государственные возможности до 25%+1. Не сложилось с продажей "Укртелекома" и в 2009 году, хотя в плане приватизации он числился. Наконец, после нескольких фальстартов, планы по реализации "застоявшихся" активов подтвердили и в правительстве, и в ФГИУ, после чего котировки акций компании подросли. Причем, несмотря на то, что конкурс еще не объявлен, и условия его неизвестны (кроме того, что пока намечаются открытые торги) в Кабмине надеются обернуться до конца года, а в Фонде госимущества рассчитывают порадовать бюджет 12 миллиардами гривен, в очередь на "выдачу" которых должны выстроиться отечественные и зарубежные инвесторы. Хотя в ФГИУ признают: момент для продажи выбран далеко не идеальный.
Через тернии к миллиардам
План спасения годового плана приватизации через те 12 (хотя эксперты нередко склоняются к версии в 10) миллиардов гривен, которые можно выручить за госпакет акций "Укртелекома" реализовать не так уж и просто. Основной помехой могут послужить сроки организации и проведения конкурса (до 75 дней), вслед за которым перечисление полученных денег может отнять еще два месяца. Таким образом, велика вероятность, что заветные миллиарды пойдут в "зачет" бюджета следующего года. К тому же, по слухам, к таким поступлениям будущую смету готовят заранее – предварительный объем поступлений от приватизации-2011 намечен как раз в размере "дежурных" десяти миллиардов гривен.
Помимо календарных причин затруднения в экстренной подготовке к продаже могут обеспечить и другие факторы. Так, среди проблем, с которыми только предстоит разобраться, специалисты называют, в частности, будущее службы спецсвязи – затратной и интересной государству, а не частному инвестору.
"Вместе с этим филиалом "Укртелеком" не может быть продан. Мы тратим на спецсвязь по 80 миллионов гривен в год, а потому он должен быть исключен из состава компании для обеспечения ее прибыльности", – считает председатель правления компании Георгий Дзекон.
Еще одним известным затруднением считается грядущее принятие закона о фонде универсальных телекоммуникационных услуг, которым правительство обещает предварить продажу. Речь идет, в том числе, об обеспечении услугами связи украинцев, живущих в труднодоступных районах, которое хотят реализовать то через "адресную" поддержку "Укртелекома" (еще неизвестно, каждый ли инвестор порадуется необходимости растягивать провода по отдаленным селам) за счет отчислений операторов мобильной связи, то путем финансирования фонда из государственного бюджета напрямую… В любом случае, дабы покупатель не был вынужден соглашаться на кота в мешке, закон хотят принять заранее.
Еще один "фронт" может обеспечить разворачивающееся обсуждение возможной монополизации рынка. С одной стороны, многое зависит от того, кто именно купит "Укртелеком". С другой – специалисты заранее переживают, к примеру, за судьбы кабельной канализации, которая сейчас на 90% процентов опосредованно принадлежит государству, а может уйти в частные руки со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Сложности "Укртелекома" могут повлиять и на его привлекательность для инвесторов. Причин сомневаться в блистательной продаже государственной собственности хватает: кроме упомянутых трудностей, актуальными остаются финансовые проблемы компании (к концу 2009 года в контексте "Укртелекома" нередко звучало слово "дефолт", но по итогам первого полугодия 2010-го удалось несколько выровнять ситуация и получить прибыль), и не слишком определенная судьба стационарной связи, количество абонентов которой сокращается. Возможно, компанию стоило продавать раньше. Такой точки зрения придерживается руководство ФГИУ.
"Нужно было раньше выставлять, года три назад, было бы больше денег. Но сейчас ситуация такая уже, что уже время играет против нас, так что нужно выставлять в такой ситуации, которая есть", – пояснил "Интеру" глава Фонда госимущества Александр Рябченко. Многие эксперты придерживаются схожей точки зрения: момент упущен, дальше будет только хуже. На то, чтобы получить за госпакет 2 миллиарда долларов, о чем речь шла несколько лет назад, рассчитывать уже практически не приходится. Предварительные оценки специалистов разнятся между минималистичными 7 миллиардами и оптимистичными 15-16, сходясь на 10-12 миллиардах.
Среди инвесторов, готовых спасти украинские приватизационные планы (а заодно и компанию в целом – министр транспорта Константин Ефименко убежден, что "Укртелекому" нужны частные руки), чаще всего называют "СКМ" Рината Ахметова и российские АФК "Система" (владелец бренда МТС) и "Ростелеком". Возможно, в конкурсе примет участие российская же компания Altimo (управляет телекоммуникационными активами холдинга "Альфа-групп"), но пока, по информации издания "Коммерсант", свою заинтересованность там отрицают. Еще одним участником может стать VimpelCom ("Киевстар"), но тут проблемы может создать Антимонопольный комитет, который с большим трудом переваривает попытку слияния этой структуры с "Украинскими радиосистемами" (бренд Beeline) – "дочкой" еще российского "Вымпелкома".
А самым вероятным претендентом из более дальнего зарубежья по-прежнему называют немецкую Deutsche Telekom. И, хотя большей частью специалисты полагают, что симпатии власти могут оказаться на стороне либо россиян из "Системы", либо своего же однопартийца (меж тем, существует вероятность, что торги не пропустит одна из структур, связываемых с именем Игоря Коломойского), многое зависит от условий продажи и хода аукциона.
В любом случае, с точки зрения бюджетной целесообразности постоянно откладываемая приватизация выглядит как неплохое средство латания дыр. А, значит, невзирая на риторику о "стратегической значимости", падение интереса инвесторов и организационные затруднения "Укртелеком" и в самом деле могут продать. Интересно только, кому и за сколько…