«Лугансктепловоз» перешел под контроль россиян. Кто и как продал стратегическое предприятие — чиновники не говорят.
Состоялась сделка, которую ждали больше пяти лет. Холдинговая компания «Лугансктепловоз», монопольный производитель магистральных грузовых тепловозов в СНГ, была продана российской группе «Трансмашхолдинг». Стоимость одного из самых известных предприятий востока Украины составила всего 292,5 млн. грн. — на 500 тыс. выше стартовой цены.
Председатель ФГИ Валентина Семенюк не объяснила, почему конкурс прошел в закрытом режиме и без предварительного объявления. Хотя ранее она утверждала, что аукцион по продаже «Лугансктепловоза» будет проводиться открыто, так же, как была продана «Криворожсталь» — «при участии журналистов и телекамер».
Низкую стоимость «Лугансктепловоза» Семенюк объяснила затягиванием продажи и судебными исками.
Представители Фонда сообщили, что к конкурсу были допущены всего два участника – Демиховский машиностроительный завод и управляющая компания «Брянский машиностроительный завод». Обе структуры входят в «Трансмашхолдинг» и контролируются российским бизнесменом Искандером Махмудовым, поэтому конкуренции между ними в торгах не могло быть. Еще двух претендентов (Марганецкий ГОК и «Днепровагонмаш»), близких к украинской группе «Приват», к конкурсу не допустили. «ФГИ во главе с Валентиной Семенюк устроили фактически «междусобойчик», предприятие было продано без всякого аукциона. Никто не повышал цену, не было конкурентной борьбы – разве это аукцион?» — возмущается заместитель ПриватБанка Тимур Новиков. «Наша оценка предприятия – это порядка 380-400 млн. грн. Фонд ограбил бюджет минимум на 100-120 млн. грн», — констатирует Новиков.
Представитель группы «Приват» обвинил ФГИ в грабеже бюджета и отметил, что будет рекомендовать недопущенным участникам разбираться с результатами конкурса в судебном порядке. В свою очередь, представитель Марганецкого ГОКа Мария Переясловская сообщила «ДЕЛУ», что, несмотря на многочисленные обращения в ФГИ с просьбой сообщить дату аукциона, предприятие не уведомили о конкурсе. «Я накануне звонила в ФГИ, мне его представитель заявил, что о дате продажи пока ничего неизвестно», — объяснила она. По словам Переяславской, в день продажи «Лугансктепловоза» она прошла на территорию ФГИ, однако ее при помощи охранников вывели с территории. Примечательно также то, что о готовящейся продаже «Лугансктепловоза» не знали не только потенциальные покупатели, но и министр транспорта Николай Рудьковский. Накануне сделки он говорил, что «сделка состоится в этом году».
Аналитики сомневаются в том, что «Привату» удастся оспорить продажу «Лугансктепловоза». По словам аналитика компании «Ренессанс Капитал» Светланы Дрыгуш, в судах обычно оспаривают ущемление права участия в приватизационных конкурсах, а не процедуру объявления его результатов.