Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху передал Кремлю список российских ученых, которые, по мнению Израиля, помогают Ирану разработать ядерную боеголовку. По сообщениям, он доставил список в ходе своего секретного визита в Москву.
В прошлом месяце Нетаньяху, вместе со своим советником по национальной безопасности Узи Арадом, посетил российскую столицу, прилетев на частном самолете.
В тот момент его канцелярия утверждала, что Нетаньяху находится на секретном военном объекте в Израиле. Впоследствии, однако, выяснилось, что он вел переговоры с российским премьер-министром Владимиром Путиным и президентом России Дмитрием Медведевым.
"Мы слышали, что Нетаньяху приезжал со списком и конкретными доказательствами, подтверждающими, что россияне помогают иранцам в разработках бомбы, – сообщил на прошлой неделе источник, близкий к министру обороны России. – ‘Вот поэтому визит и держался в секрете. Необходимо было не поставить Москву в затруднительное положение, но подтолкнуть ее к действиям’.
По сообщениям израильских источников, состоявшаяся встреча была непродолжительной и напряженной. В ходе встречи Нетаньяху назвал имена российских специалистов, предположительно оказывающих Ирану помощь в развитии его ядерной программы.
Представители западной стороны сдержанно отреагировали на обвинения Израиля. Американские и британские представители склонны полагать, что участие в иранской программе независимых российских специалистов – дело прошлого.
По мнению американской стороны, опасения по поводу российских специалистов, действующих без официального одобрения Кремля, высказывались в докладе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) более года назад.
‘Российская помощь имела место. Исходила она не от правительства, а от частных лиц – причем по меньшей мере одно из них помогало Ирану в работе по созданию оружия, и это не может не вызывать беспокойства’ – заявил бывший инспектор по вооружениям Дэвид Олбрайт (David Albright), возглавляющий Институт науки и международной безопасности.
Однако представители израильской стороны настаивают, что любые российские ученые, работающие в Иране, могли действовать исключительно с официального одобрения Москвы.
Роберт Эйнхорн (Robert Einhorn) помощник госсекретаря США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) по вопросам нераспространения оружия массового поражения и контроля над вооружениями, дал понять, что, по его мнению, российские компании осуществляют поставки материалов, используемых Ираном в производстве баллистических ракет.
Обвинения прозвучали после того, как на переговорах в Женеве Иран согласился предоставить инспекторам МАГАТЭ доступ на свой завод по обогащению урана, о существовании которого было объявлено некоторое время назад. Завод строится в подземном туннеле на военной базе рядом с городом Кум (Qom). Иран раскрыл МАГАТЭ информацию о строительстве с целью предупредить предстоящие сообщения западных государств, обнаруживших существование завода.
По мнению Запада, завод специально предназначен для развития секретной программы по созданию ядерного оружия, и его существование доказывает ложность утверждений Ирана, что иранская ядерная программа направлена исключительно на мирные цели. Завод разработан с расчетом на 3 тысячи центрифуг – этого достаточно для получения обогащенного урана в количестве, позволяющем производить одну бомбу в год.
Действия Ирана в течение последующих нескольких недель определят, продолжит ли Запад недавно начавшийся диалог или будет вынужден усилить давление на Иран, прибегнув к более жестким санкциям ООН и другим мерам.
Бывший заместитель министра обороны Израиля Эфраим Снех (Ephraim Sneh) предупредил, что времени для действий по ликвидации программы остается все меньше. ‘Если до рождества не будет введено никаких ‘калечащих’ санкций, Израиль нанесет удар’, – заявил он. – ‘Если нас оставят одних, мы будем действовать самостоятельно’.
Для Запада решающее значение будет иметь решение Ирана о предоставлении инспекторам МАГАТЭ свободного доступа на завод рядом с городом Кум. На этих выходных генеральный директор агентства Мохаммед аль-Барадеи посетил Тегеран, чтобы обговорить этот вопрос, а также обсудить принципиальное согласие Ирана передать большую часть своих запасов низкообогащенного урана России с тем, чтобы он мог быть использован в медицинских целях. Президент Барак Обама (Barack Obama) заявил иранским представителям, что хочет видеть конкретные результаты в течение двух недель.
Хотя Запад единодушен в своей уверенности, что Иран стремится получить возможность создания ядерного оружия, вопрос о том, как далеко он зашел в осуществлении своей оружейной ядерной программы, остается предметом ожесточенных дискуссий различных разведывательных служб.
Американцы полагают, что секретные работы по созданию ядерной боеголовки остановились в 2003 году. Разведывательные службы Великобритании, Франции и Германии придерживаются мнения, что работы продолжались или возобновились. Израильтяне считают, что Иран протестировал ядерную боеголовку на основе нерасщепляющегося урана для своих ракет Shahab-3B и Sejjil-2 на базе Парчин (Parchin), засекреченном военном комплексе к юго-востоку от Тегерана.
Данный оружейный комплекс официально предназначен для исследования, развития и производства боеприпасов, ракет и взрывчатых веществ. Сделанные в начале 2003 года спутниковые снимки Парчина, по мнению западных специалистов, позволяют предположить, что комплекс – подходящее место для исследований по разработке ядерного оружия.
Ракеты Shahab-3B, испытания которых прошли в прошлый понедельник, способны нести заряд в 997,9 килограмм. Дальность их полета составляет 1 250 миль (2,011 тыс. км), что ставит под угрозу ряд европейских государств, Израиль, а также американские военные базы на Ближнем Востоке.
По мнению израильтян, российские ученные могут быть напрямую причастны к разработке ядерной боеголовки. Однако западные специалисты обвиняют также и Северную Корею.