Когда-то Земля была плоской. Сейчас она перевернулась вверх тормашками.
Чтобы понять это, измените свое мышление. Представьте себе, что сегодня развитой мир зависит от развивающегося мира, а не наоборот. Задумайтесь над тем, что в прошлом году две трети объема общемирового экономического роста пришлось на долю развивающихся стран. В 2008 году темпы их экономического роста составят примерно 6,7 процента, а у Соединенных Штатов, Японии и государств еврозоны этот показатель будет равен 1,3 процента.
Резкий скачок цен на энергоресурсы, сырьевые товары, металлы и минералы, добываемые в основном в развивающемся мире, отчасти объясняет такое изменение. Он привел к созданию резервного капитала, который вызвал разбухание долларовых государственных инвестиционных фондов в странах Персидского залива и Восточной Азии. Они теперь забавляются тем, что скупают понемногу то кусок British Petroleum, то пакет Morgan Stanley, то часть Total. А почему бы и нет?
Мы, древние особи из развитого мира, стали легкой добычей для этих молодых выскочек, поскольку хищниками быть уже не в состоянии. Когда-нибудь США и Европе придется рассчитывать на чужую благотворительность.
Чтобы понять масштабы такого переворота вверх тормашками, полезно побывать в Бразилии, куда зима (если ее можно так назвать) приходит нашим летом, а экономический оптимизм, такой же буйный, как и бразильская растительность, растет столь же быстро, как и кризис ипотечного кредитования в США.
Мощные месторождения нефти, найденные вдоль побережья, этаноловый бум, требующий огромного количества сахарного тростника, большие резервы неиспользуемых пахотных земель, изобилие полезных ископаемых и пресной воды – все это способствует бразильскому росту. Но природные ресурсы это еще не все. Как в Китае и Индии, росту способствует расширяющийся внутренний рынок. Соответственно, растет искушенность бразильских компаний и глобальные амбиции страны.
На ежегодном Национальном форуме, являющемся местом сбора руководителей бизнеса, я ощущал себя ничтожеством из развитого мира, когда руководители энергетической компании Petrobras (которая крупнее BP, Shell и Total) и Companhia Vale do Rio Doce, или C.V.R.D. (вторая в мире горнодобывающая компания) приводили такую статистику, от которой дух захватывало.
Petrobras возглавил усилия Бразилии по обеспечению нефтяной самодостаточности и ликвидации зависимости от импорта нефти, которая была характерна для страны еще 30 лет назад. Эта компания к 2015 году более чем удвоит объемы добычи нефти, увеличив ее до 4,2 миллиона баррелей в день с сегодняшнего уровня в 1,9 миллиона баррелей.
‘С последними открытиями новых месторождений южная Атлантика станет крупным нефтедобывающим регионом’, – предсказывает президент и исполнительный генеральный директор Petrobras Жозе Серджио Габриэлли (Jose Sergio Gabrielli).
Роджер Аньелли (Roger Agnelli) из C.V.R.D. отмахивается от Соединенных Штатов (‘У них долгов полно’) и говорит об азиатских амбициях своей компании. Быть там абсолютно необходимо, утверждает он, потому что именно там сосредоточиваются рост, капитал и новые устремления. Аньелли отмечает, что к 2012 году на долю Китая будет приходиться 55 процентов общемирового потребления железной руды, 31,6 процента никеля и 42 процента алюминия. Вот так.
Как и многие другие крупные компании на формирующихся рынках, C.V.R.D. активно скупает активы. Сегодня приобретением компаний из промышленно развитых стран занимаются не только государственные инвестиционные фонды. Их активы покупают и гиганты из новой категории ‘стран-приобретателей’.
В этом году объем слияний и приобретений формирующегося рынка вырос на 17 процентов до суммы в 218 миллиардов долларов, в то время как в остальном мире этот показатель сократился на 43 процента до 991 миллиарда долларов. Такие данные приводит объединенная компания Thomson Reuters.
В докладе Конференции ООН по торговле и развитию UNCTAD за 2007 год отмечается, что объем прямых иностранных инвестиций стран развивающегося мира составил в 2006 году 193 миллиарда долларов, в то время как в 90-е годы прошлого столетия этот показатель в среднем составлял 54 миллиарда. В США этот объем был равен 216, 6 миллиарда долларов.
В 2006 году C.V.R.D. купила канадскую никеледобывающую компанию Inco за 17 миллиардов долларов. Она близка к покупке англо-швейцарского гиганта Xstrata, предложив за эту компанию в текущем году 90 миллиардов долларов. А на прошлой неделе индийская Vedanta Resources заключила сделку на 2,6 миллиарда долларов о покупке американской компании по добыче меди Asarco.
Данной сделке противостоит Grupo Mexico, начавшая борьбу между Латинской Америкой и Азией за эту корпорацию из США.
Если вам трудно переварить всю эту информацию, попытайтесь встать с ног на голову.
Так удобнее наблюдать за тем, как индийская Tata Motors договорилась о покупке у компании Ford марок Land Rover и Jaguar за 2,3 миллиарда долларов, а также за тем, как Tata Steel в прошлом году за 12 миллиардов долларов приобрела англо-голландскую сталелитейную компанию Corus Group.
Глобализация сегодня – это улица с двусторонним движением. А если говорить откровенно, то это уже чисто индийская улица, по которой транспорт едет во всех направлениях.
‘В этом перевернутом мире не только развивающиеся экономики всего за несколько лет превратились в доминирующую силу на глобальном экспортном рынке, но и их компании становятся крупными игроками в глобальной экономике, бросая вызов ветеранам, господствовавшим на мировой арене в 20-м веке’, – говорит бразильский экономист и консультант Клаудио Фриштак (Claudio Frischtak).
Происходит смещение экономической мощи, к которому развитой мир пока не приспособился. Безусловно, состав ‘большой восьмерки’ и постоянных членов Совета Безопасности ООН необходимо расширять, чтобы он отражал происходящие перемены. В 21-м веке силами институтов века 20-го не управиться.
Это очевидно. Менее очевидно то, как Соединенные Штаты, за собственный счет (причем немалый) гарантирующие глобальную безопасность, могут начать делиться своей ношей, чтобы новое многополярное богатство нашло свое отражение и в многополярных обязательствах в сфере безопасности.
Следующему американскому президенту впору будет делать стойку на голове.