Несмотря на многочисленные споры о морали и нравственности, заказные убийства всегда были неотъемлемой частью арабо-израильского конфликта.
У израильтян в отношениях с их разведывательной службой "Моссад" от любви до ненависти один шаг. Когда спецслужбе удается успешно провести очередную операцию в стиле Джеймса Бонда, мы поем ей дифирамбы, называя образцом всего лучшего, что есть у Израиля: инновации, смелость и отвага, умение перехитрить врага. Но когда разведчики что-то напортят, мы тут же начинаем винить их во всех болезнях нашего общества: в высокомерии, беспечности, несоблюдении правил.
Убийство функционера ХАМАС Махмуда аль-Мабхуха (Mahmoud al-Mabhouh) в Дубаи стало редким примером проявления одновременно и любви, и ненависти. Когда появились первые сообщения о нападении, мировые средства массовой информации указали пальцем на Израиль, возложив на него всю ответственность. Несмотря на отсутствие официальных подтверждений и цензурные ограничения, израильские представители и журналисты с восторгом заговорили о "чистой" ликвидации давнего врага, которого обвиняют в убийстве двух израильских военнослужащих двадцатилетней давности, а также в организации поставок иранского оружия в Газу. Данное событие еще больше прославило шефа "Моссада" Меира Дагана (Meir Dagan) в заслугу которому ставится то, что он сумел "возродить боевой дух" этой организации. Даган был назначен на пост руководителя "Моссада" Ариэлем Шароном, который сказал: "Меир специализируется на том, что отделяет головы арабов от их тел". Недавно он отметил восьмой год пребывания в должности, когда Биньямин Нетаньяху вновь назначил его руководить разведкой.
Однако сейчас ветер подул в другом направлении. Полиция Дубаи подготовила израильтянам сюрприз, представив профессионально выполненный отчет об "убийстве Махмуда аль-Мабхуха". Там есть видеозапись, на которой видны подозреваемые в совершении преступления вместе с их поддельными европейскими паспортами. Впервые мы получили возможность увидеть наших безымянных героев в документальной записи из реальной жизни, а не в голливудской шпионской драме или в какой-то более поздней реконструкции событий. Запись просто зачаровывает. А израильтяне начали искать "Кевинов", "Гейлов" и прочих звезд из этого фильма в своем окружении.
Однако это разоблачение имеет более серьезные последствия. Подозреваемые в дубайском убийстве воспользовались украденными документами шести британских граждан, проживающих в Израиле, а также поддельными ирландскими, французскими и немецкими паспортами. Иордания арестовала двух сотрудников органов безопасности Палестинской автономии как соучастников преступления, которые обеспечивали проведение операции. Для дачи объяснений по поводу злоупотреблений с паспортами были вызваны израильские послы в Лондоне и Дублине.
Реакция внутри страны оказалась молниеносной. Вчерашнего героя Дагана заклеймили позором как растяпу и неудачника. Даже под завесой цензуры комментаторы призывают отправить его в отставку и обвиняют власти в краже документов мирных граждан, а также в том, что они поставили под угрозу и без того уязвимые международные отношения страны. Нетаньяху напомнили, что он несет ответственность за неудачное покушение на лидера ХАМАС Халеда Машаля (Khaled Mashal) в Иордании в 1997 году. Защитники Дагана утверждают, что операция была проведена великолепно, и что дипломатические ссоры были начаты лишь для галочки. Даган уходить не собирается, поскольку это было бы равносильно официальному признанию причастности Израиля к убийству.
Заказные убийства были неотъемлемой частью арабо-израильского конфликта еще до провозглашения государственности. В израильской доктрине безопасности ликвидация функционеров и агентов врага считается эффективной тактикой. Эти действия носят точечный, узконаправленный характер, они не очень рискованны, они подрывают уверенность врага в себе. Критики говорят о нравственной проблеме убийств без суда и следствия и предупреждают, что преемник убитого может оказаться еще хуже. Так случилось, когда Израиль в 1992 году уничтожил лидера "Хезболлы" Аббаса Мусави (Abbas Musawi), а взамен получил гораздо более умного и опытного Хасана Насраллу (Hassan Nasrallah), а в качестве акта возмездия – ответный удар по израильскому посольству в Аргентине.
Но несмотря на споры, Израиль никогда не отказывался от услуг своих команд профессиональных убийц. Считается, что за последние два года они ликвидировали за рубежом военного руководителя "Хезболлы", ключевого советника сирийского президента по вопросам безопасности, а также ученого-ядерщика из Ирана. Все это были смелые и дерзкие операции, проведенные в глубине территории противника. Во всех трех случаях никаких неприятных последствий не было, за исключением угроз о мщении. И лишь из-за ликвидации в Дубаи, наверное, самой простой площадке для проведения диверсионных акций, Израиль и шеф его разведки оказались в неприятной ситуации. По крайней мере, до очередной успешной операции.