Продолжающееся шесть месяцев снижение размера международных резервов Украины — по состоянию на 1 ноября они составили $ 20,632 млрд, снизившись за октябрь на $ 1,007 млрд, — вновь привлекло внимание к проблеме устойчивости курса гривни.
Внесло свою лепту в повышение актуальности «курсового вопроса» и снижение суверенного долгосрочного рейтинга Украины в национальной валюте агентством Fitch Ratings с «В» до «В–», сопровожденное негативным прогнозом по рейтингу.
Принимая во внимание серьезность вышесказанного, не стоит обходить вниманием такие факторы:
1. Осуществление Украиной 12 ноября последнего в 2013 г. платежа в рамках погашения задолженностей перед МВФ в сумме $ 359,2 млн.
2. Запланированный отказ от закупок российского газа (на период до конца текущего года).
3. Последовательное снижение объема нетто-покупки гражданами иностранной валюты.
4. Приобретение американским инвестиционным фондом Franklin Templeton на международном рынке гособлигаций Украины на номинальную сумму $ 5 млрд.
5. Приближение новогодне-рождественских праздников.
Сделаю необходимые разъяснения.
1. Отчетливая тенденция снижения международных резервов, наблюдаемая в последние полгода, в первую очередь объясняется необходимостью осуществления выплат по внешнему долгу. В частности, в октябре на эти цели было потрачено $ 759 млн ($ 651 млн — выплаты МВФ, $ 108 млн — погашение номинированных в инвалюте ОВГЗ), что составляет 75,4 % от величины месячного уменьшения золотовалютных резервов. Учитывая окончание приходящихся на текущий год расчетов с МВФ, этот класс проблем не должен оказывать серьезного влияния на курсовую устойчивость до начала весны следующего года.
2. В случае временного прекращения закупок российского природного газа в определенной степени снизится отток валюты. Насколько серьезно? Это зависит от структуры замещения: если преимущественно будет использоваться газ, находящийся в подземных хранилищах, то в плане снижения расходования инвалюты на импорт энергоносителей эффект будет ощутимым (при этом важно рассчитать возможности таким образом, чтобы в период зимних холодов продолжать аккуратное выполнение контрактов по транспортировке российского газа в Европу). Если вместо «Газпрома» «голубое топливо» в ближайшие полтора месяца будет приобретаться у Польши и Венгрии, эффект будет не столь значителен, однако в любом случае он будет.
3. История с приобретением инвестфондом Franklin Templeton гособлигаций Украины мгновенно обросла слухами, домыслами и субъективными суждениями. Позволю себе высказать ни к чему не обязывающее предположение: переговоры о получении Украиной кредита от МВФ продолжаются, и, возможно, для того чтобы подстраховать инвестиционный имидж Украины до момента получения денег от фонда, близкий к правящим кругам США инвестфонд приобрел облигации нашей страны. Тем самым послав соответствующий сигнал международному инвестиционному сообществу. Впрочем, с такой же степенью вероятности можно предположить, что Franklin Templeton ведет тривиальную игру на повышение. Оба сценария стоит признать благоприятными для нашей страны.
4. Если сравнивать октябрь нынешнего года с аналогичным периодом года минувшего, получается, что превышение покупки валюты населением над продажей сократилось в 10 раз. Объем приобретения валюты в октябре 2013 г. был на 42 % меньше, чем в соответствующем месяце 2012 г., а сумма проданной гражданами в октябре текущего года инвалюты — на 38 % больше, нежели в соответствующем месяце прошлого года. Определенным оптимизмом веет и от кумулятивных данных — за 5 / 6 этого года население продало наличной иностранной валюты на 10,7 % больше, а купило ее на 28,5 % меньше, нежели за аналогичный период прошлого года. Превышение покупки валюты гражданами над продажей за 10 месяцев равно $ 1,16 млрд, что в 7,3 раза меньше аналогичного превышения за январь-октябрь 2012 г.
5. По мере приближения Нового года и Рождества традиционно снижается деловая активность. Так, с середины декабря до конца января, как правило, падает объем импортных операций, что ведет к уменьшению спроса на иностранную валюту.
Отмечу, что в арсенале возможного роста дополнительного предложения инвалюты есть такой инструмент, как увеличение нормы продажи экспортной выручки субъектами внешнеэкономической деятельности. При этом хочется надеяться, что тиражируемая идея о принудительной конвертации валютных вкладов граждан действительно не рассматривается властью, ибо страшно представить губительность ее последствий для банковской системы, а следовательно, и для экономики страны в целом.
Напоследок стоит отметить любопытную тенденцию — динамика котировок декабрьского и мартовского фьючерсов по паре гривня / доллар, обращающихся на срочной секции Московской межбанковской валютной биржи, говорит об уменьшении у операторов рынка девальвационных ожиданий по гривне.
Вячеслав Бутко, віце-президент Центру досліджень корпоративних відносин