- Актуально

ОБЗОР ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ МЕДИА-РЫНКА ЗА ПЕРИОД С 15 ПО 21 ФЕВРАЛЯ 2010 ГОДА

1. 18 февраля 2010 года Верховная Рада ввела налоговые льготы для украинской киноиндустрии, поддержав во 2-м чтении и в целом законопроект “О внесении изменений в Закон Украины “О кинематографии” и другие Законы Украины относительно поддержки производства национальных фильмов”. За этот документ, автором которого является известный “регионал” Нестор Шуфрич, проголосовал 351 народный депутат. В 1-м чтении он был принят ещё 20 марта 2009 года.

Теперь, согласно Закону, расходы на поддержку кинематографии в государственном и местных бюджетах выделяются отдельной строкой и являются защищёнными статьями расходов. Для финансовой поддержки национального кинематографа Кабинет министров должен создать специальный счёт, на который будет перечисляться сбор на развитие национального кинематографа. Для управления этим счётом правительство должно создать специальный Совет, в состав которого войдут 20 человек: 10 – от Кабмина и 10 – от национальных Союзов кинематографистов, писателей, художников, композиторов, театральных деятелей. Совет будет иметь полномочия принимать решение о финансировании национальных фильмов, но не более 70% их стоимости. На все 100% могут финансироваться документальные, просветительские, анимационные и детские фильмы.

Кроме того, Закон предусматривает с 1 января 2011 года по 1 января 2016 года освобождение украинского кинематографа от налогообложения. В частности, от НДС освобождаются работы и услуги по производству национальных фильмов, их прокату, а также прокату зарубежных фильмов, дублированных на украинский язык. Также до 1 января 2016 года субъекты кинематографии освобождаются от арендной платы за земельные участки, на которых будут проходить съёмки. Спонсорские средства, инвестированные в производство, распространение и демонстрацию национальных фильмов, учитываются при уменьшении налогового обязательства спонсоров.

Как сообщила председатель Государственной службы кинематографии Анна Чмиль, в ближайшее время на рассмотрение в Верховную Раду будет внесён отдельный законопроект, регулирующий размер сбора на развитие украинского кино. Предположительно, он будет составлять 5% от стоимости билетов в кинотеатрах, 5% от розничных продаж фильма, определённый процент от стоимости прав на публичный показ фильма, а также процент от оплаты телекоммуникационных услуг, в частности, от пользования Интернетом.

В 2009 году из Госбюджета на развитие украинского кинематографа было выделено 4,3 млн. грн., закончено производство 13-ти фильмов за госсредства, а также создано 10 сериалов и полнометражных фильмов за деньги телерадиокомпаний. Для сравнения: в 2009 году в России на развитие кинематографа выделили 2 млрд. руб. (около 520 млн. грн.) и запустили в производство 150 художественных фильмов.

2. Очередное заседание Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, намеченное на 17 февраля 2010 года, не состоялось из-за отсутствия кворума. По неизвестным причинам на него на пришли сразу 4 члена Нацсовета – Виталий Шевченко, Игорь Курус, Татьяна Мокриди и Оксана Головатенко. Всего планировалось рассмотреть 77 вопросов повестки дня.

3. Члены Национальной экспертной комиссии по защите общественной морали (НЭК) приняли к сведению Отчёт о деятельности комиссии в 2009 году, представленный её главой В.Костицким во время очередного заседания, которое прошло 18 февраля 2010 года. В документе отмечается, что в минувшем году НЭК работала в 3-х приоритетных направлениях: открытый диалог с обществом, направленный на развёртывание дискуссии о современном состоянии общественной морали; организация работы в регионах; нормативно-правовое обеспечение своей деятельности. Комиссия заявляет, что считает бесперспективным “репрессивный путь”, поэтому выступает за “усиление регуляторной деятельности с учётом общественного мнения”.

Своим безусловным достижением в 2009 году НЭК называет подписание Хартии с руководителями телеканалов, что, по её мнению, “ведет к саморегуляции информационной сферы”. Что касается нормативно-правовой деятельности, то тут были подготовлены предложения к законопроектам о внесении изменений в законы о рекламе, о телевидении и радиовещании (в части предупреждения распространения в телеэфире ненормативной лексики), новая редакция Закона Украины “О защите общественной морали”. Кроме того, при участии НЭК доработаны проекты этических кодексов украинского врача, украинского учителя, украинского журналиста.

В минувшем году экспертами аппарата Комиссии было обработано 13063 единиц продукции – почти на 16% больше, чем в 2008 году. Отмечается возросшее количество обращений в от правоохранительных органов и органов местного самоуправления. “Комиссары от морали” с гордостью сообщают, что ими:

– выявлена продукция, содержащая признаки пропаганды национальной вражды – российский художественный фильм о военных подводниках “72 метра” и документальный фильм “Голодомор 1933. Невыученные уроки истории”;

– приложены огромные усилия для запрещения к показу в Украине художественных фильмов “Бруно”, “Хостел-2”, “Пила” (части 1-6);

– проведен мониторинг репертуара кинотеатров в Киеве и областных центрах, в результате которого установлено, что кинотеатры “Дружба”, кинокомплекс “Блокбастер” и “Мультиплекс в ТРЦ “Комод”” на дневных сеансах демонстрировали художественный фильм, который мог быть показан только на вечерних сеансах;

– регулярно осуществлялись проверки газетных киосков на предмет соответствия продающейся там печатной продукции нормам общественной морали и т.п.

4. Издательский Дом “Эдипресс Украина” сообщил о том, что Директор по производству Ярослав Мамаев назначен и.о. Директора по дистрибьюции. Одновременно с новыми обязанностями, он будет продолжать курировать Департамент производства. Я.Мамаев пришёл на работу в “Эдипресс Украина” в январе 2004 года на должность цветокорректора журнала “Единственная”, а уже в апреле того же года стал начальником отдела цветокоррекции и допечатной подготовки. В январе 2006 года он был назначен Директором по производству.

ИД “Эдипресс Украина” входит в международную медиа–группу “Edipresse Group”, главный офис которой расположен в Лозанне. Издаёт периодические журналы “Единственная”, “Полина”, “Юная леди”, “VIVA! Украина. Первый журнал об известных людях”, “VIVA! Биография”, “VIVA! Beauty”, “VIVA! Decor”, “Твой малыш”, “Хорошие родители”, “Мама и я”, “Весёлые идейки”, “Твоё здоровье!”, “Уютная квартира”, “Приватный дом”, “Любимая дача”, “TV Экран”, а также спецвыпуски и он-лайн медиа.

5. Расстановка сил на рынке продаж телевизионной рекламы может вновь измениться. Как стало известно, “Студия “1+1”, до сих пор негласно продававшая рекламу в альянсе с холдингом В.Пинчука “Star Light Media”, может прекратить это сотрудничество и начать взаимодействовать в сфере продаж рекламы с крупнейшим игроком на рынке – “Интер–рекламой”. По информации ряда источников, предложение о сотрудничестве акционерам “1+1” сделали владельцы группы “Интер”, но ответа пока не получили. Если соглашение всё-таки будет подписано в нынешнем году, то оно коснётся лишь тех клиентов, которые ещё не заключили договоры с сейлз-хаусами.

Эксперты считают, что сотрудничество с “Интер–рекламой” будет выгодно “1+1”, доходы которого смогут вырасти уже в 2010 году на 20-30%. Нынешние условия взаимодействия “Star Light Media” с “1+1” достаточно жёсткие: цены на “1+1”, в среднем, на 20% ниже, чем на телеканалах холдинга В.Пинчука, при этом, эксклюзивный клиент “Star Light Media” может купить у “1+1” только 23% рейтингов (возрастная аудитория – 14-49 лет), иначе он теряет скидку за эксклюзив, составляющую 30% от прайсовой стоимости. Альянс выгоден и “Интер–рекламе”, которая станет более привлекательной для рекламодателей, поскольку сможет более качественно охватить молодёжную аудиторию.

Ранее руководство “Star Light Media” заявляло о планах занять около 70-80% всего рынка в рекламных доходах. Если же “1+1” заключит соглашение с “Интер–рекламой”, то “Star Light Media” сможет рассчитывать только на свою натуральную долю. По оценкам экспертов, на данный момент телеканалы “Star Light Media” и “Студии “1+1”” занимают около 60% аудитории, а группа “Интер” совместно с “Украиной” – около 40%. При изменении конфигурации это соотношение станет 45% к 55%, т.е. будет примерно равным. В рекламных агентствах заявляют, что от 30% до 50% рекламодателей ещё не заключили годовые сделки, так как пока не решили: идти ли им на эксклюзивных условиях на “Интер–рекламу”. Если станет известно, что в “пакет” входит и “1+1”, они могут сделать выбор в их пользу.

6. Газета “Киевские ведомости” возобновила свой выход, все сотрудники издания отозваны из отпусков, в которых они были отправлены. На минувшей неделе газета вышла 4 раза на 12-ти страницах, пятничный номер был выпущен на 24-х страницах. Как заявил гланый редактор “Киевских ведомостей” Н.Закревский, с 1 марта нынешнего года газета будет выходить 4 раза в неделю на 16-ти страницах, объём пятничного номера останется неизменным.

По оценкам экспертов, содержание “Киевских ведомостей” обходится в $50-70 тыс. в месяц.

7. Медиа–корпорация “Central European Medіa Enterprіses” (СМЕ) приобрела у принадлежащей Руперту Мердоку “News Corp.” целый ряд активов в Болгарии: эфирный телеканал “bTV”, кабельные телеканалы “bTV Cіnema” и “bTV Comedy”, а также 74% компании “Radіo Company C.J. OOD”, которой принадлежат несколько радиостанций. Сумма сделки составляет $400 млн. “bTV” является первым частным общенациональным телеканалом в стране, по рейтингам телесмотрения он занимает в Болгарии 1-е место с показателем доли в 37%.

По словам руководителя “СМЕ” Адриана Сырбу, данная сделка стала логичным шагом после продажи убыточных украинских активов – телеканалов “1+1” и “Кино”. Теперь “СМЕ” намерена сосредоточиться на построении высокодоходной вертикально интегрированной медиа–компании, работающей на территория Евросоюза. В свою очередь, для “News Corp.” продажа своих болгарских активов стала завершающим шагом по выходу из бизнеса аналогового телевидения в Центральной Европе.

Напомним, “CME” владеет несколькими ведущими вещателями в ряде стран Центральной и Восточной Европы: в Болгарии – “TV2” и “RіngTV”, в Хорватии – “NovaTV”, в Чехии – “TVNova”, “NovaCіnema” и “NovaSportandMTVCzech”, в Румынии – “PROTV”, “PROTVіnternatіonal”, “Acasa”, “PROCіnema”, “Sport.roта” и “MTVRomanіa”, в Словакии – “TVMarkі’za”, “NovaSportта” и “MTVCzech”, в Словении – “POPTV” и “Kanal”.

8. В субботу, 20 февраля, были названы лауреаты ежегодного Берлинского международного кинофестиваля (ещё его называют “Берлинале”), состоявшегося уже в 60-й раз. Он проводится в Германии с 1951 года, в 1956 году получил официальный статус международного. “Берлинале” входит в тройку наиболее престижных кинофестивалей мира, наряду с Каннским и Венецианским, однако, в отличие от них, ориентирован на прогрессивный геополитический кинематограф: жюри уделяет особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе были представлены фильмы со всего мира.В конкурсе участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение 12-ти месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся прежде на других фестивалях. Главным призом “Берлинале” является “Золотой медведь”, присуждаемый за лучший фильм (медведь – геральдический символ Берлина). Кроме того, вручаются “Серебряные медведи”в нескольких номинациях, а также специальная Премия Альфреда Бауэра, которой отмечаются картины, “открывающие новые пути в киноискусстве”.В нынешнем году в кинофестивале приняли участие свыше 400 лент из нескольких десятков стран. В главную конкурсную программу были отобраны 26 картин из 18-ти стран, 20 из них претендовали на призы.

Главную награду 60-го Берлинского кинофестиваля получил фильм “Мёд” турецкого режиссёра Семиха Капланоглу. Он является 3-й частью задуманной режиссёром кинотрилогии о юном поэте Юсуфе. С 1964 года это первый “Золотой медведь”, врученный за турецкую картину.

Вторую по значимости награду фестиваля – Гран-при жюри – а также Приз имени Альфреда Бауэра жюри под руководством известного немецкого кинорежиссёра Вернера Херцога (в жюри также входили:сомалийский писатель Нуруддин Фарах, итальянский режиссёр Франческа Коменчини, испанский продюсер Хосе Мария Моралес, актрисы Рене Зеллвегер (США), Корнелия Фробесс (Германия) и Ю Нан (Китай)) присудило дебютному фильму румынского режиссёра Флорина Сербана “Если я хочу свистеть – я свищу”. Малобюджетная драма, снятая в стилистике румынской “новой волны”, рассказывает историю юного преступника, совершающего побег из колонии для малолетних.

Остальных “Серебряных медведей” в основных номинациях получили:

– “За лучшую режиссуру” – классик мирового кинематографа Роман Полански за фильм “Писатель–призрак”. 76-летний режиссёр не смог присутствовать на торжественной церемонии, так как находится сейчас под домашним арестом в своём имении в Швейцарии (в 1977 году он был обвинён в США в изнасиловании 13-летней фотомодели). Кстати, свою картину, получившую “Серебряного медведя”, Р.Полански заканчивал сначала в тюремной камере, а затем в условиях домашнего ареста.

– “За лучший сценарий” – китайский режиссёр Ван Чуанань (обладатель “Золотого медведя” 2007 года) за пацифистскую ленту “Вместе порознь”.

– “Лучшему актёру” – россияне Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис, сыгравшие главные роли в фильме Алексея Попогребского “Как я провёл этим летом”. Для С.Пускепалиса это вторая роль в кино, для Г.Добрыгина – вообще первая.

– “Лучшей актрисе” – японка Синобу Терадзима, сыгравшая жену военного ветерана в новаторском садо-мазохистском фильме “Гусеница” режиссёра Кодзи Вакамацу.

– “За выдающиеся достижения в области искусства” – россиянин Павел Костомаров за свою операторскую работу в фильме “Как я провёл этим летом”. Этот триллер рассказывает о 2-х людях разных поколений, которые вместе несут вахту на труднодоступной полярной станции в Северном Ледовитом океане. Малобюджетная лента, снятая при поддержке российского Госкино и администрации Чукотского края, лидировала в рейтинге кинокритиков журнала “Screen International”. Съёмки действительно проходили на действующей полярной станции в самой северной точке материковой части Чукотки.

В категории “Лучший короткометражный фильм” была представлена и лента из Украины – 11-минутный фильм “Глухота” Мирослава Слабошпицкого. Главный же приз в этой номинации достался шведскому режиссёру Рубену Остлюнду за его киноработу “Инцидент в банке”.

9. Британский министр культуры, медиа и спорта Б.Брэдшоу объявил о снятии запрета на демонстрацию product placement во показа кинофильмов, телефильмов, сериалов, спортивных и развлекательных программ. Сделано это для поддержки британских вещателей в период падения рекламного рынка. Министр сослался на изменения в регулировании медиа–рынков в других странах Европы (кроме Дании), где уже действует такое разрешение, или рассматривается вопрос о снятии запрета. Именно поэтому, по словам Б.Брэдшоу, если не снять запрет, то другие европейские страны будут иметь конкурентное преимущество перед британскими телекомпаниями.

Изменения коснутся коммерческих телеканалов, в эфире же общественного вещания “BBC” product placement не появится. Разрешение на product placement не распространяется на алкогольные бренды, табачную продукцию, рецептурные лекарства, игровой бизнес, а также “вредные продукты, в состав которых входит большое количество жиров, солей и сахара”.

Небольшое, но необходимое пояснение. Рroduct placement (РР) – это размещение торговой марки или самого товара (услуги) в художественном произведении. Цель размещения состоит не только в показе и описании продукта, но и в том, чтобы в дальнейшем этот продукт на подсознательном уровне ассоциировался с героем или сюжетом художественного произведения. Таким образом, тот или иной брэнд сам становится одним из героев. Принято выделять 3 основных РР:

1) Визуальный – зрители только видят продукт, услугу или логотип. Пример: Демонстрация в фильме с участием Брюса Уиллиса “Восход Меркурия” растворимого напитка “Swiss Miss”. Герой ленты – мальчик, больной аутизмом – реагировал только на этот напиток.

2) Вербальный – фраза (диалог) актёров или “голос за кадром” рекламируют продукт, услугу или компанию, а также звук, являющийся неотъемлемым свойством того или иного продукта. Примеры: Реплика главного героя фильма “Форрест Гамп” после посещения им Белого дома: “Самое лучшее во время встречи с Президентом было то, что можно было пить “Dr. Pepper” столько, сколько хочется”. В фильме “Индиана Джонс и последний крестовый поход” зажигалка “Zippo” узнаваема не по внешнему виду, а по знаменитому на весь мир своему щелчку, который отлично воспроизводит система “Dolby Surround”.

3) Кинестический– взаимодействие актёра с продуктом или его использование. Примеры: Постоянное использование главным героем сериала “Доктор Хаус” ноутбука “Apple”. Демонстрация ходовых характеристик мотоцикла “BMW Cruiser R 1200” в гонках по крышам жилого квартала в фильме “Завтра не умрёт никогда”.

10. Эксперты сообщества “The Society for News Design” определили газеты, показавшие в 2009 году лучшее оформление своей информации. Из 280-ти претендентов были выбраны 3 издания.

1 место – берлинский еженедельник “Der Freitag”. Издание с относительно небольшим тиражом – чуть больше 12 тыс. экз. – в прошлом году радикально сменило дизайн, сделав упор на собственные иллюстрации.

2 место – немецкая газета “Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung”. Эксперты отметили её и за иллюстрации, и за их смелое использование. Дизайн широкоформатной газеты менялся от раздела к разделу: например, если в одном из них использовался ряд фотографий размером с экран iPhone, то статья, посвящённая картине, начиналась с репродукции этой работы почти на всю страницу.

3 место – американская газета “The New York Times”. Эксперты отметили, что, несмотря на широкий спектр тем, на которые пишет объёмное издание, и на использование различных стилей (от репортажа на несколько страниц до короткой колонки под фотографией), газете удалось сохранить единый стиль во всём номере.

Вообще же, в прошлом году на качестве газетного дизайна ощутимо сказался экономический кризис. В газетах стало меньше ярких собственных фотографий, их нередко заменяли общие снимки из фотолент информационных агентств. Часто газеты уменьшались в формате, или увеличивали площадь рекламы, что привело к сжатию новостного текста. В целом же, по мнению “The Society for News Design”, в 2009 году американские газеты выглядели хуже. В изданиях же других стран нередко сохранились и яркие большие фотографии, и обилие белого пространства.

11. На минувшей неделе Европейская антимонопольная комиссия и антимонопольные органы США одобрили сделку по приобретению корпорацией “Microsoft” поискового и поисково-рекламного сервисов компании “Yahoo! Inc.”. В заявлении регуляторных органов отмечается, что данная сделка не противоречит правилам здоровой конкуренции на рынке Интернет-поиска, поскольку совместная доля “Yahoo!” и “Microsoft” равна, в общей сложности, 10%, тогда как доля лидера – “Google” – составляет 90%. Проведенное расследование показало, что приобретение не окажет никакого негативного влияния на конкуренцию на рынке, а, напротив, улучшит конкурентную среду и усилит позиции “Microsoft” по отношению к “Google”.

В бизнес “Yahoo!”, который подлежит продаже, входит и его рекламная платформа “Panama”. По условиям сделки, “Microsoft” получит 10-летнюю эксклюзивную лицензию на поисковые технологии “Yahoo!”, поиск “Yahoo!” перейдёт на движок “Bing”, а в “Microsoft” будут поступать 12% доходов, которые через “Bing” будут получать ресурсы “Yahoo!” (остальные 88% будут принадлежать “Yahoo!”).

12. Согласно результатам исследований, проведенных компанией “ComScore”, американские пользователи Интернета за 2009 год посмотрели 4,3 трлн. баннеров стандартных и нестандартных форматов (без учёта видео), что на 21% больше, чем в 2008 году. Рост обусловлен, с одной стороны, увеличением Интернет–аудитории на 8%, а с другой – ростом частоты он-лайновых рекламных контактов на 12%. Крупнейшими рекламодателями в Интернете стали мобильные операторы “AT&T” и “Verizon”, главными рекламными пространствами – сайты портала “Yahoo!”, медиа–холдинга “Fox” (включая социальную сеть “MySpace”) и социальная сеть “Facebook”.

Число американцев, которые смотрят видео он-лайн, выросло в 2009 на 19%, доля зрителей видео среди он-лайн аудитории достигла 86%. Доля владельцев мобильных телефонов, подписавшихся на безлимитные тарифные планы передачи данных, выросла в США за год с 16% до 21%. Доля смартфонов среди используемых аппаратов увеличилась с 11% до 17%.

Социальная сеть “Facebook” значительно опередила конкурентные сети “Twitter” и “MySpace” по всем параметрам: её месячный охват американской аудитории вырос за год на 105% – до 112 млн. чел, а ежедневная аудитория выросла на 181% – до 38 млн. чел.

Если до кризиса рынок продаж через Интернет возрастал, в среднем, на 20% в год, то в 2009 году он впервые упал: на 2% – до $209,6 млрд. Это было обусловлено спадом продаж на 5% в сфере туризма. Одновременно, он-лайн–продажа книг и журналов выросла на 12%, компьютерных программ (без учёта игр) – на 7%, товаров для спорта и фитнеса – на 6%.

13. Опубликованные результаты исследований, проведенных корпорацией “Compete”, свидетельствуют о том, что социальная сеть “Facebook” обошла “Google” по объёмам траффика, передаваемого на крупные порталы, в частности, “Yahoo!” и “MSN”. Таким образом, пользователи стали чаще посещать страницы по рекомендации друзей, а не в результате самостоятельных поисков.

15% посещений порталов приходится на социальные сети “Facebook” и “MySpace”, причём, “Facebook” принадлежит из них 13%. Это самый большой источник трафика. 2 место занимает Интернет–аукцион “eBay” – 7,61% траффика, 3 место – Google – 7%. В то же время, в сфере видеохостинга лидирует по трафику “Google” – 22,9% посещений таких сайтов, как “YouTube”. За ним идёт “Facebook” с 12,7%. В области киносайтов “Google” c 21,3% также обгоняет “Facebook”, у которого 12,4% траффика.