В Украине насчитывается почти 10% тех, кого можно назвать украинским средним классом. Это жители больших городов с зарплатой в несколько тысяч долларов, собственными машинами и квартирами и, иногда, с дипломом о высшем образовании.
Как пишет Каролина Тымкив в последнем номере журнала Корреспондент, социологи все еще не могут дать точных характеристик украинскому среднему классу.
Елена Давидюк, завотделом проблем социальной безопасности Центра перспективных исследований Министерства труда и социальной политики и НАНУ, считает, что в стране, где 60% экономики в тени, говорить о нижней черте дохода, характеризующей эту прослойку, невозможно.
Однако сотрудники киевского Института проблем управления имени Горшенина считают, что им это удалось. По их данным, к среднему классу – по материальному положению, характеру занятости и образованию – можно причислить лишь 8,9% жителей страны.
Отечественные ученые составили портрет типичного представителя среднего класса: мужчина в возрасте до 49 лет, который живет в крупном городе. Он специалист с высшим образованием, офисный служащий либо представитель сферы торговли или услуг. Также он может быть владельцем малого или среднего предприятия либо работать руководителем в строительстве.
Власть не благоволит среднему классу и бьет по нему в первую очередь многими экономическими реформами. Но и сама прослойка, по мнению Костя Бондаренко, директора института Горшенина, менее всего симпатизирует тем политическим проектам, которые поддерживают именно средний класс.
Согласно опросу Украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова, по личному ощущению к средней касте себя причисляют уже чуть более половины украинцев. "Эта доля может увеличиться, если в стране будет стабильная экономическая ситуация", – прогнозирует Елена Симончук, старший научный сотрудник отдела социальных структур Института социологии НАНУ.
Как показывает опыт европейских стран, благодаря активности среднего класса, можно преодолеть бедность, поднять экономику страны и достичь политической стабильности. "Кроме того, эта прослойка общества снимает региональные различия. Когда развивается малый бизнес, который приносит прибыль, страну не делят богатые и бедные регионы в зависимости от количества природных ресурсов", — перечисляет плюсы средней касты политолог Вадим Карасев.