Украина стала мировым лидером по темпам роста национального фондового рынка за последние 14 месяцев (с марта 2009 по май 2010 года), когда его главный показатель -индекс ПФТС – увеличился почти на 430%. Это стало следствием чрезмерного предыдущего падения украинского фондового рынка (чуть ли не на 600% в 2008 – начале 2009 года). Безусловно, свою немалую лепту в этот процесс внесла и внутриполитическая стабилизация в стране, наступившая вслед за окончанием компании по выборам Президента страны. Хотя в большей мере росту украинского фондового рынка поспособствовали в целом позитивные тенденции мирового рынка ценных бумаг.
Сейчас уже можно говорить, что именно 9 марта 2009 года мировой фондовый рынок достиг дна, что стало его реакцией на последствия краха в сентябре 2008 году крупного американского банка Lehman Brothers. С этого времени возникла сохраняющаяся до нынешнего дня тенденция роста мирового фондового рынка.
Стоит напомнить, что с момента эскалации мирового кризиса, по разным оценкам, были уничтожены банковские активы на сумму 1 трлн. долларов, стоимость мировой жилой недвижимости сократилась более чем на 5 трлн. долларов, а общее падение стоимости активов на мировых фондовых рынках превысило 10 трлн. долларов! То есть, около 10% мирового богатства было уничтожено за последние полтора года.
Еще более впечатляющие цифры фигурируют в отчетах правительственных организаций. Если суммировать все непосредственные денежные инвестиции, займы, страховки и другие формы государственной поддержки компаний, которые осуществила только администрация США, то сумма составит почти 5 трлн. долларов (что, по некоторым данным, в двадцать раз превышает затраты, понесенные американцами во время подготовки первого полета на Луну). При этом к концу 2010 года общий объем стимулирующих инъекций, возможно, удвоится.
Для поддержки национальных финансовых систем правительства разных стран выделили около 9 трлн. долларов. Фактически же средства налогоплательщиков ушли на пополнение капитальной базы «банков-зомби», выкуп у них проблемных активов и обеспечение гарантий по их долговым обязательствам.
Сохранение сверхнизких процентных ставок со стороны ключевых Центробанков мира окончательно наводнило финансовую систему ликвидностью, блуждающей теперь на рынках в поисках большей доходности и никак не желающей перетекать в реальную экономику.
Несмотря на оторванность финансовых рынков от реальности, властям крупнейших экономик мира стоит отдать должное: коллапса мировой финансовой системы, который в конце прошлого – начале текущего года предрекали многие экономисты, к счастью, так и не случилось. Ценой огромных бюджетных дефицитов руководству большинства развитых стран удалось стабилизировать ситуацию. И уже по итогам четвертого квартала 2009 года ВВП США, Еврозоны и Японии продемонстрировали рост. Конечно же, положительная динамика была во многом обусловлена низкой базой сравнения и активным государственным стимулированием, но отрицать некоторые признаки восстановления в мировой экономике вряд ли стоит. И теперь весь вопрос в стабильности подобных процессов. Не получится ли так, что стоит свернуть монетарные стимулы и ужесточить налогово-бюджетную политику, как тут же пробившиеся в «тепличных» условиях «зеленые ростки» уйдут обратно в землю?
Впрочем, не это главное в контексте данного материала. Куда важнее то, что минувший 2009 год характеризовался бурным ростом на всех мировых фондовых площадках. Бывшего «драйвера» мировой экономики, США, эта участь также не обошла стороной, хотя темп роста американских активов все же был менее масштабным, нежели подъем развивающихся рынков. От своего минимума в марте месяце 2009 года индекс DOW JONES к Новогодним праздникам вырос более чем на 50%, преодолев в конце ноября прошлого психологически важную отметку в 10000 пунктов. И продолжил рост уже в текущем году (все же не будем придавать излишнего внимания имевшим место резким падениям DOW JONES, которые были вызваны чрезмерной негативной панической реакцией на проблемы еврозоны).
Зададимся простым вопросом – могло ли пройти незамеченным для рынка ценных бумаг сверхмассированное вливание денег? Столь стремительный рост фондового рынка США, равно, как и других мировых фондовых площадок, был обусловлен, прежде всего, многомиллиардными инъекциями ликвидности в финансовые рынки. ФРС Соединенных Штатов с начала острой фазы кризиса бесперебойно вкачивала в банковскую систему сотни миллиардов дешевых долларов для оздоровления финансового сектора. При этом американский регулятор надеялся, что впоследствии щедро предоставленная им ликвидность через систему финансовых посредников поступит в реальную экономику. Но до сегодняшнего дня избыточные ресурсы уходили преимущественно на фондовые и товарно-сырьевые рынки, провоцируя бурный рост и надувание очередных спекулятивных пузырей. При этом, к сожалению, в реальную экономику избыточные долларовые резервы банков так и не попали, не оправдав ожиданий финансовых властей США.
Хотя это – снова-таки несколько иная тема, но внушительные темпы роста фондовых рынков не имеют под собой крепкого макроэкономического фундамента. В итоге большую часть роста на фондовых рынках в прошлом году – первом квартале текущего года нельзя объяснить иначе, кроме как надуванием очередного спекулятивного пузыря, который может лопнуть уже в середине 2010 года, как только финансовые власти примут решение о сворачивании стимулирующих программ и ужесточении монетарной политики. Или скажем по-другому – если они примут это решение (что отнюдь не факт, и может коренным образом скорректировать прогноз). То есть, может и не лопнуть.
Подобные шаги властей вполне могут спровоцировать массовое закрытие позиций по рисковым операциям с ценными бумагами (кстати, и с сырьем тоже) и уход в «надежные» долларовые активы. При этом, если окажется, что экономике США не удалось выйти на самоподдерживающийся рост, ситуация может стремительно усугубляться. Падение стоимости активов может привести к их переоценке и убыткам финансовых организаций, снижению так и не восстановившегося кредитования, новому витку дефляционных процессов. Но все, же я не склонен придерживаться пессимистичного сценария развития американской экономики на 2010 год.
Безусловно, после того как рано или поздно американские монетарные власти начнут ужесточать денежно-кредитную политику (по моим прогнозам, в начале третьего квартала), вероятность коррекции на финансовых рынках будет достаточно высокой, но стремительного обвала и глубокой второй волны кризиса я не жду. Все будет зависеть от дальнейших темпов и устойчивости восстановления экономики США.
В целом, финансовым властям крупнейшей мировой экономики в 2010 году предстоит очень трудный выбор между поддержкой экономического роста с одной стороны (путем сохранение монетарных и налогово-бюджетных стимулов), и недопущением роста инфляции и надуванием очередного спекулятивного пузыря, с другой стороны. Но, все же сохраню оптимизм в этом вопросе.
Если же перейти к более «свежим» событиям, то необходимо заметить, что резко снизившаяся к концу первого квартала волатильность мирового фондового рынка позволяет предполагать, что выход из продолжающегося уже более полутора месяцев «бокового тренда» не за горами. Мои представления о предстоящей динамике мировых фондовых индексов в этой связи можно характеризовать следующим образом, – каким бы ни было назревающее в краткосрочной перспективе движение (я все же полагаю, что это будет движением ввниз, но фоне европейского долгового кризиса), долгосрочная перспектива рынков – преимущественно «бычья».
С фундаментальной стороны основаниями для умеренного долгосрочного оптимизма относительно перспектив мирового фондового рынка являются следующие обстоятельства. Во-первых, это значительная (несколько лет) продолжительность предстоящего восстановительного роста ведущих развитых экономик, потенциально создающая сравнительно скромный, но позитивный фон для опережающего подъема развивающихся рынков. Так, на трехлетнем горизонте можно предполагать среднегодовые темпы прироста ВВП на уровне 2,5% в США и 1,5% – в зоне евро. Китай же, по всей видимости, продолжит демонстрировать близкие к двузначным темпы прироста – у Компартии Китая, обязанной ежегодно трудоустраивать до 25 миллионов молодых людей и располагающей 2.5 триллиона долларов валютных резервов (суммарно с Гонконгом), просто нет иного политического выбора. При этом, вероятные перепады в динамике ВВП крупнейших стран (к примеру, ожидаемое в первом квартале 2010 года падение темпов личного потребления в США, или возможное в этом же квартале абсолютное снижение ВВП Японии) могут провоцировать значимые коррекции. Неочевидны последствия, которые могут иметь для рынков уже в ближайшие месяцы меры ФРС по связыванию избыточной ликвидности, а в более отдаленной перспективе – завершение стимуляционных программ в Китае. Однако общее повышение темпов мирового экономического роста, ожидаемое уже с третьего-четвертого квартала 2010 года, должно свести воздействия реальной экономики на фондовые рынки к жестким всплескам волатильности в рамках восходящего долгосрочного тренда, без повторения имевшего место в середине первого месяца весны «дна».
Во-вторых, это восстановленная в полном объеме, благодаря действиям центральных банков и правительств ведущих экономических держав, мировая ликвидность. Она уже превышает, хоть и незначительно, предкризисные объемы. Полное восстановление мировой ликвидности определяет рефляционный потенциал полного восстановления мировых финансовых рынков. Наконец, демонстрируемая руководством ведущих центральных банков осторожность в вопросах изъятия ликвидности, затяжной характер высокого уровня безработицы в США и общее понимание опасности преждевременных антиинфляционных мер позволяют предполагать, что в ближайшие 2-3 года рецидива рецессии допущено не будет. Более того, текущие опасения относительно экономического оздоровления ведущих экономик мира связаны, прежде всего, с продолжающимся сокращением частного кредита (за исключением, разумеется, Китая) и наметившейся тенденцией к снижению объема денег вне банковской системы в США и зоне евро. Это позволяет предполагать, что шаги по ужесточению денежной политики крупнейших центральных банков, по меньшей мере в первой половине этого года, будут иметь весьма ограниченный и постепенный характер (так, повышение ставки ФРС США ранее августа 2010 года уже считается крайне маловероятным) и, скорее всего, выразятся в ожидаемой паузе в мерах ФРС по «откачке денег», выданных в рамках экстраординарного предоставления ликвидности.
Вопрос о повышении ставок ФРС и ЕЦБ вполне может быть и вообще снят «с повестки дня» текущего года (уж по ЕЦБ об этом можно говорить совсем смело). О такой возможности говорят ожидания обострения проблем капитализации глобальных банков в связи с ситуацией на рынке коммерческой недвижимости (пусть и несравнимой с subprime-кризисом – масштабы рынка в разы уступают сектору жилой недвижимости). Аналогичную роль может сыграть усугубляющаяся в случае роста ставок дороговизна обслуживания государственного долга США и отдельных штатов, как и нарастающие проблемы бюджетов и конкурентоспособности в ряде стран зоны евро и, прежде всего, в Греции.
Тем самым, сочетание потенциально изобильной мировой ликвидности с постепенным закрытием глубоких «ниспадающих гэпов», образовавшихся в экономиках ведущих развитых стран в результате минувшего кризиса, позволяет рассматривать перспективу восстановления фондовых рынков к историческим максимумам на 2-3 летнем горизонте как вполне реалистичную.
Если говорить по отдельным регионам, то я отдал бы преимущество развивающимся рынкам, среди которых стоит отметить Индонезию благодаря ее переходу на устойчивую систему выборов и успешную борьбу с коррупцией и террором. А вот рынок Китая, судя по косвенным показателям (например, ожидающееся некоторыми трезвомыслящими экспертами резкое охлаждение китайской экономики), не выглядит слишком привлекательным. Рынки США и Европы я бы оценил скорее слабо-повышательно (причем, Европы – очень слабо-повышательно), а Японию – нейтрально. В целом все рынки продолжат текущее ралли в первом полугодии 2010 года. Движение наверх будет перемежаться откатами, но на данном этапе серьезного изменения тренда не предвидится.
Думаю, что восстановление на фондовых рынках будет наблюдаться в течение всего 2010 года: в первой половине рост продолжится с новой силой, а во второй – произойдут структурные изменения, которые испытают рынки на прочность. При этом есть все основания считать, что рынки выдержат это испытание.
Можно ожидать, что к завершению первой половины 2010 года фондовые рынки поднимутся примерно на 10-15% от текущих уровней. При этом стоит отдавать предпочтение акциям компаний из секторов информационных технологий, энергетики и материалов. А если говорить о конкретных акциях, то во всех секторах я бы отдал предпочтение тем компаниям, которые проводят высокоэффективные дивидендные политики.
Что же касается перспектив украинского фондового рынка, то замечу, что его динамика в первую очередь будет зависеть от притока иностранного спекулятивного капитала. Думаю, что он будет иметь место, хотя и в не самых больших объемах. Следовательно, индекс ПФТС имеет все предпосылки для дальнейшего определенного плавного роста. В общем, стоит ждать скорее в целом достаточно скучных событий.
С другой стороны время любителей «повеселиться» наступит того, когда иностранные инвесторы начнут выводить деньги с фондового рынка Украины. А ведь рано или поздно начнут – ведь это «спекулянты»! Думаю, что многие украинские операторы рынка и частные инвесторы дали бы очень много за то, чтобы узнать – когда наступит этот трогательный миг.
Вячеслав Бутко