- Новини

Почему отечественные инвестфонды не хотят покупать украинские акции

Продать небольшой пакет акций украинской компании украинскому же инвестору – задача почти неразрешимая. Подтверждение тому – очередное частное размещение на отечественном рынке. 20% акций ровенской сахарной компании «Дакор» проданы за $21 млн, покупатели бумаг – исключительно западные инвестфонды. По словам топ-менеджеров украинской компании, акции были предложены не только иностранцам, но и отечественным инвесторам – инвестфондам и частным лицам. Однако украинцы интереса к сахарным акциям не проявили.
 
«Зарубежные фонды готовы платить премию за перспективы компании, в том числе за развитие, рост стоимости, будущие денежные потоки, последующие размещения. Грубо говоря, они платят за справедливую стоимость активов компаний. В то же время местные фонды смотрят только на текущие финпоказатели и активы, желая получить акции задешево», – объясняет Александр Омельчук, директор департамента инвестиционно-банковских услуг ИК «Конкорд Капитал», размещавшей акции Дакора.
 
Выходит, украинские инвестфонды не способны оценить будущие денежные потоки и перспективы выставленной на продажу компании? Вряд ли. Все дело в том, что с точки зрения местного инвестора 3-5% акций малоизвестной сельхозкомпании за $3-5 млн, мягко говоря, не самое выгодное вложение средств. Тем более покупать па кет меньше блокирующего (25%+1 акция) отечественные инвесторы не желают в принципе. Упрекнуть их сложно: допэмиссии акций и размыв пакетов миноритариев украинские компании широко практикуют и сейчас.
 
Но вот другой вопрос: есть ли вообще в Украине инвесторы, готовые покупать местный продукт? Инвестфонды, потенциально ориентированные на покупку акций непубличных украинских предприятий, – сплошь закрытые корпоративные фонды. Таких в Украине более 70. Однако эти организации в нашей стране создаются либо для минимизации налогов (в этом случае собственники компаний переводят свои активы под крышу инвестфондов), либо под объекты недвижимости. Частные размещения украинским инвестфондам неинтересны. А частным инвесторам из числа олигархов компании потребительского сектора, включая агрохозяйства, и вовсе не нужны. Вот и выходит, что разместить акции украинской компании среди украинских инвесторов практически нереально.
 
Тем более какой смысл продавать бумаги отечественному инвестору, если иностранцы готовы платить премию за украинские активы, не участвуют в оперативном управлении бизнесом, наведываясь с проверками пару раз в год, от компании требуют максимум вести отчетность по международным стандартам. Правда, когда украинские инвесторы очнутся, покупать, возможно, будет уже нечего.
 
Елена ШКАРПОВА

Контракты