Идею создания концерна «Укрморпорт» вынашивал министр Николай Рудьковский. Но, по иронии судьбы, когда объединение было создано, министр полностью утратил влияние на портовую отрасль.
Решение о создании концерна «Укрморпорт» было принято Кабинетом Министров 30 ноября 2006 года. Автором идеи объединения двадцати крупнейших портовых предприятий в одну структуру стал министр транспорта и связи Николай Рудьковский. Дабы контролировать весь процесс, Минтранс взялся и за написание устава концерна.
По словам Виктории Бутенко, руководителя пресс-службы Минтранса, планировалось, что концерн будет выполнять роль координационного центра, регулирующего развитие портов. Второй функцией «Укрморпорта», по задумке Минтранса, должно было стать привлечение инвестиций для развития портов. «Концерн может привлекать кредиты на более выгодных условиях, чем отдельно взятый порт. Кроме того, можно рассчитывать на скидки при оптовой закупке оборудования для нескольких портов, а не одного», — объяснила Бутенко. Разумеется, полномочия по назначению начальников портов должны были остаться за Минтрансом. Но старания чиновников оказались напрасными.
Гром грянул в июне
12 июня история с утверждением устава «Укрморпорта» получила неожиданный финал. Как оказалось, Кабинет Министров утвердил этот документ, но с существенными отличиями от варианта, разработанного Минтрансом. Ключевой момент — генеральный директор «Укрморпорта» назначается правительством, более того, он получает право самостоятельно, без согласования с Минтрансом, назначать начальников всех портов, их заместителей и даже главных бухгалтеров. Глава же Минтранса в этой схеме оказался буквально за бортом.
Такой расклад вызвал недовольство Рудьковского. Министр за несколько месяцев своей работы уже успел заменить руководителей в семи портах и, по-видимому, самоустраняться от влияния на портовую отрасль он не собирался.
«Есть «Положение о Министерстве транспорта и связи», по которому функции назначения начальников портов закреплены за министром. Предложения, которые попали в устав, противоречат законодательству», — поспешил заявить Рудьковский. Его пресс-служба сообщила, что в Кабмин уже передана служебная записка с просьбой разобраться, каким образом был утвержден вариант устава, разработанный вне министерства.
«Ведь было поручение, что именно Минтранс должен разработать устав», — напоминает Виктория Бутенко. При этом она отказалась комментировать вероятность судебного разбирательства в случае, если Кабмин проигнорирует претензии Минтранса.
В свою очередь, высокопоставленные источники в Кабмине отмечают, что никакого расследования и не может быть. Ведь, по их данным, правки в устав концерна «Укрморпорт» вносились по инициативе вице-премьера Андрея Клюева. В результате министр транспорта потерял контроль над портовой отраслью.
Порты живут своей жизнью
В свою очередь, начальники портов спокойно приняли известие о новом управляющем органе. Например, начальник Одесского торгового порта Николай Павлюк, который остался на своем посту благодаря протекции Кабмина, уверен в профессионализме руководства «Укрморпорта». «Это люди, знакомые с отраслью, в отличие от дилетантов из верхушки сегодняшнего Минтранса», — сказал Павлюк. Напомним, на пост гендиректора концерна «Укрморпорт» назначен Сергей Климов, который до назначения возглавлял ликвидационную комиссию гособъединения «Укрморпорт».
В свою очередь, Алексей Безбородов, гендиректор исследовательского агентства InfraNews, считает что переподчинение портов — это переливание из пустого в порожнее. «Есть видимость движения, которая создается за счет речевых оборотов министра Рудьковского и его оппонента, начальника Одесского морпорта Николая Павлюка», — отмечает он. По мнению эксперта, для развития портов необходима их приватизация, что подтверждает опыт России.
Источник: Газета "ДЕЛО" / Заика Андрей