Поздно вечером в прошедшую субботу премьер-министр России Владимир Путин и его украинская коллега Юлия Тимошенко встретились в Москве за закрытыми дверьми, чтобы положить конец газовому спору, из-за которого миллионы семей в Восточной Европе остались без отопления в домах. Когда заседание – проходившее без протокола – завершилось, премьеры вышли к ожидающим тележурналистам. Лицо Тимошенко – она была одета в черное – выражало удовлетворение.
После нескольких недель напряженных переговоров с участием Евросоюза Киев достиг компромисса с Москвой относительно расценок за импортируемый газ и платы за транзит российского ‘голубого топлива’ в Европу через трубопроводную систему Украины. Эти элементы договоренности попали в заголовки мировой прессы.
Куда меньше внимания уделяется другому аспекту соглашения, связанному с RosUkrEnergo, российско-украинской компанией по сбыту энергоносителей, игравшей важную роль в срыве попыток Тимошенко осуществить экономические реформы.
‘Это соглашение – большой успех Украины, – отмечает союзник Тимошенко, украинский вице-премьер Григорий Немыря. – Оно позволяет нам иметь дело с Москвой напрямую, а не через RosUkrEnergo. А это значит, что ситуация в энергетическом секторе станет предсказуемой, стабильной и транспарентной’. ‘Украина больше не будет уязвима к внешним влияниям’, – добавил он, имея в виду Россию.
Тимошенко – амбициозный политик с неоднозначной репутацией, знающая проблемы энергетического сектора вдоль и поперек, поскольку до появления на политической арене она работала в этой отрасли – давно уже стремится демонтировать RosUkrEnergo. В правление этой непрозрачной сбытовой фирмы-посредника входят Александр Медведев, заместитель председателя совета директоров российской государственной энергетической компании ‘Газпром‘, и украинский олигарх Дмитрий Фирташ – противник Тимошенко.
RosUkrEnergo была создана в
Путин умело пользовался внутренними разногласиями в стране, привлекая на свою сторону некоторых олигархов, противостоящих Тимошенко. С их помощью RosUkrEnergo занималась закупкой газа в Центральной Азии и его экспортом на Украину и в Восточную Европу. О ценах, поставляемых объемах, и схемах распределения точной информации не было никогда.
‘Существование RosUkrEnergo закрепляло коррупцию, откаты, непрозрачность и групповые интересы весьма влиятельных людей в России и на Украине’, – рассказывает Андерс Аслунд (Anders Aslund), эксперт по российской, украинской и восточноевропейской проблематике из вашингтонского Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics). ‘Это затрудняло начало реформ в энергетическом секторе’, – поясняет Аслунд, только что закончивший работу над интереснейшей книгой о бурном периоде украинской истории со времен обретения независимости от бывшего СССР в
Конечно, возлагать на RosUkrEnergo всю вину за неспособность Украины воспользоваться плодами ‘оранжевой революции’ 2004-2005 гг. было бы наивно. По данным Всемирного банка и неправительственной организации Transparency International страна на всех уровнях охвачена коррупцией. Многие реформы, особенно в плане борьбы с мздоимством, так и остались на уровне обещаний. Кроме того, в стране идет острая борьба за власть между двумя вождями ‘оранжевой революции’ – Тимошенко и президентом Виктором Ющенко. В прошлом году был такой момент, когда они даже не разговаривали друг с другом. Парламент, чьи депутаты представляют скорее интересы олигархов, а не электората, раздирают фракционные разногласия, и он во многом играет дестабилизирующую роль. Эти внутренние распри льют воду на мельницу Виктора Януковича – главы пророссийской Партии регионов, опирающейся в основном на восточные промышленные районы страны.
Именно Януковичу Путин отдавал предпочтение из всех кандидатов на президентских выборах
Подобная неразбериха не только вызывает разочарование у самих украинцев. Другие страны, потрясенные в
Даже в том, что касается отношений с Россией, Украина утратила поддержку международного сообщества. В
Тогда официальной причиной спора также была цена за приобретаемый Украиной российский газ. Но у него было и политическое ‘подводное течение’: ‘оранжевая революция’ вызвала гнев Путина, опасавшегося еще большего ослабления влияния Москвы в этой гордой стране, полной решимости встать на путь демократизации. В
Однако в ходе последнего газового спора Путин и ‘Газпром’ весьма профессионально провели пиаровскую кампанию. Москва утверждала: в том, что вентиль перекрыли, виновата Украина, а не Россия. Киеву пришлось оправдываться. Если Кремль и ‘Газпром’ умело организовывали пресс-конференции для международных СМИ, то у украинского правительства связная пиар-стратегия полностью отсутствовала. ‘Украину застали врасплох, – подытоживает Штюдеман. – Россия куда эффективнее провела пиар-кампанию’.
В этих условиях тот факт, что в последнюю минуту Тимошенко в Москве удалось убедить Путина исключить RosUkrEnergo из энергетических отношений между двумя странами, представляется особенно примечательным. Это может дать украинскому премьеру возможность форсировать масштабные реформы, добиться тем самым поддержки общества, и со временем даже вернуть симпатии Запада. Но хватит ли у Ющенко и Тимошенко политической воли, чтобы воспользоваться моментом?
‘Украинские лидеры впустую растратили результаты ‘оранжевой революции, – отмечает Игорь Бураковский, директор независимого киевского Института экономических исследований и политических консультаций. – Теперь, когда RosUkrEnergo сошла со сцены, может быть, появится шанс начать все сначала. Но биться об заклад на этот счет я бы не стал’.