На прошлой неделе в Сеуле завершилась ежегодная конференция глав зарубежных миссий; в беседах с журналистами в кулуарах конференции новый посол Южной Кореи в России Ли Юн Хо с большим энтузиазмом обсуждал трехсторонний проект газопровода с участием Северной Кореи.
Впрочем, при нынешней ситуации на корейском полуострове для практической реализации договоренности между Южной Кореей и Россией о сотрудничестве при строительстве газового трубопровода придется приложить усилия. Эта договоренность была достигнута еще на встрече в Москве президента Ли Мен Бака с Дмитрием Медведевым в сентябре 2008 года.
Посол, сопровождавший президента Ли в его поездке в Москву, тогда еще в качестве министра экономики знаний, выразил желание президента ускорить реализацию планируемого проекта газопровода. Он должен занять пост 28 февраля.
Прокладка газопровода из Сибири в Южную Корею через Северную Корею не только экономически выгодна; это будет иметь и большое политическое значение. Проект можно будет увязать с присоединением железных дорог и электросетей Северной Кореи. После соединения обеих Корей с транссибирской магистралью, жители Южной Кореи могли бы путешествовать в Европу на поезде через Сибирь на поезде, не говоря уже о таких возможностях , как грузовые перевозки.
Идея газопровода для природного газа Южная Корея – Северная Корея – Россия возникла еще лет десять назад, однако тогда, в условиях холодных межкорейских отношений, Северная Корея отвергла этот проект.
Новый российский посол в Южной Корее Константин Внуков в своем интервью тоже говорил об этом проекте. По его мнению, планы создания этого газопровода и железной дороги могут стать стимулирующим фактором для Северной Кореи, которой придется столкнуться с углублением экономических проблем, если она решится отправить на свалку свои ядерные программы.
Получение должности посла Внуковым и Ли Юн Хо совпало с празднованием 20-й годовщины установления дипломатических связей между двумя странами.
В период после окончания холодной войны, несколько десятков лет назад, тогдашнему президенту Южной Кореи Ро Тай Ву с его авторской северной политикой (так называемой «нордполитикой») удалось наладить связи своей страны с традиционными союзниками Северной Кореи, включая бывший Советский Союз и другие страны коммунистического Восточно-Европейского блока.
Первой официальные отношения с Южной Кореей установила в феврале 1989 года Венгрия. В ноябре того же года ее примеру последовала Польша, в декабре – Югославия, а в сентябре 1990 года к ним присоединился и Советский Союз.
Трудно сказать, удастся ли осуществить на практике идею доставки природного газа из России через Северную Корею: пока Северная Корея, стремясь обеспечить безопасность своего режима, не демонстрирует готовности отказаться от своих ядерных программ. Кроме того, влияние России на Северную Корею сейчас значительно слабее – ведь теперь экономика Северной Кореи сильно зависит от Китая.
Однако в этой ситуации пробивается луч надежды: в ноябре планируется визит в Сеул президента Медведева на саммит большой двадцатки, а кроме того, празднование двадцатилетия отношений Сеул-Москва, возможно, приведет в Южную Корею предшественника Медведева, премьер-министра Владимира Путина. Ставить против трехстороннего газопровода было бы опрометчиво.